|
С целью популяризации русской культуры Дягилев организовал
в Русские сезоны за границей (кроме Парижа они проходили также
в Лондоне, Вене, Мадриде, в городах Италии и США) продолжались в течение
двадцати лет, до самой смерти Дягилева. За это время было показано около
восьмидесяти музыкальных театральных постановок: оперы «Хованщина» М.П.
Мусоргского, «Псковитянка» Н. А.Римского-Корсакова и целый ряд балетов. Публика
впервые увидела балеты Игоря Фёдоровича Стравинского «Жар-птица», «Петрушка»,
«Весна священная». После исполнения этих произведений Стравинский был признан
крупнейшим композитором Европы. Особенность Русских сезонов в том, что спектакли часто
являли собой образец полного слияния музыки, театральной режиссуры, танца и
живописи. С Дягилевым сотрудничали выдающиеся танцовщики — Михаил Михайлович
Фокин (1880—1942), Вацлав Фомич Нижинский (1889—1950), Анна Павловна Павлова
(1881—1931), Тамара Платоновна Карсавина (1885— 1978) и др. Декорации создавали
известные русские художники Александр Николаевич Бенуа, Лев Самуилович Бакст,
Николай Константинович Рёрих, Наталья Сергеевна Гончарова, Константин Андреевич
Сомов. Сергей Павлович Дягилев. Афиша Русских сезонов в Париже. *Обычно в литературе в фамилии Н.К. Рериха вместо буквы «ё» пишут «е». Более правильным является написание «Рёрих». 158 По замыслу композитора, монументальные симфонические поэмы — это только вступление к грандиозному действу под названием «Мистерия», которое соединит музыку, слово, танец и все виды пластических искусств. Предполагалось, что исполнять «Мистерию» будут все люди Земли в течение семи дней, после чего, как считал автор, человечество вступит в новую эру существования. Этот замысел Скрябин обдумывал абсолютно серьёзно и в последние годы жизни работал над прелюдией к «Мистерии», которую назвал «Предварительное действие». Композитор успел написать к нему поэтический текст и несколько музыкальных фрагментов. В идее «Мистерии» можно увидеть и огромную самонадеянность, и наивность, и в то же время романтическую надежду на единение людей в поисках красоты — надежду, в своё время приведшую Шумана к идее «Давидова братства», а Бетховена — к созданию Девятой симфонии. Что же касается планов создания «цветовой партитуры» или соединения различных искусств в одном действе, то они заинтересовали композиторов XX в., и эксперименты Скрябина были продолжены, но уже на новом техническом уровне. Автограф
партитуры симфонической поэмы «Прометей». |