|
Первые драматические произведения, появившиеся в эпоху античности, предназначались исключительно для сценического воплощения. В течение долгого времени (и в эпоху Возрождения, и в XVII в.) драматург мог увидеть своё произведение толь- ко на сцене. О том, что драма — род литературы, как учил Аристотель, словно забыли. Великие драматурги: Жан Батист Мольер, Уильям Шекспир и другие — не стремились, чтобы текст был опубликован. Работая над пьесой, они представляли себе актёров, их голоса, облик. В XVIII столетии отношение к драматургии и вообще к театральному искусству изменилось. Век Просвещения требовал, чтобы со сцены звучали возвышенные слова, а постановки служили воспитательным целям. Соответственно повысились требования к театральным текстам. Пьеса стала оцениваться не только как материал для сцены, но и как литературное произведение. Появилось понятие «драма для чтения». В Германию конца XVIII в. оно пришло из Древнего Рима: в те далёкие времена сочинения драматурга и философа Луция Аннея Сенеки (около 4 до н.э. — около 65 н.э.) тоже предназначались для чтения. Однако эта традиция в истории театра не имела продолжения вплоть до XVIII столетия, когда начали печататься сборники пьес. В течение XIX и XX вв. писатели и люди театра не раз пытались разделить сцену и драму. Сцена часто была не готова понять современную В XX в. пьесы часто экранизировались. Кадр
из фильма «Макбет». Режиссёр О. Уэллс. *Репликой (фр. réplique, от лат. replico — «возражаю») в пьесе называется текст, произнесённый одним персонажем в расчёте на ответ другого. 233 ВОДЕВИЛЬ На рубеже XVIII—XIX столетий в европейских театрах стал очень популярен жанр водевиля (фр. vaudeville). Этот вид пьес возник значительно раньше. Его наименование, возможно, происходит от названия долины реки Вир в Нормандии (фр. vau de Vire), где жил первый автор подобных сочинений. Существует также предположение, что термин произошёл от названия французских городских песенок (фр. voix de ville — «голоса города»). Текст в водевилях (либо прозаический, либо поэтический) всегда чередуется с весёлыми, шутливыми куплетами. В нём много анекдотов, незатейливых нравоучений («Всяк сверчок знай свой шесток», «По одёжке протягивай ножки» и т. п.). Сцена из спектакля «Лев Гурыч
Синичкин». Александрийский театр, Санкт-Петербург. XIX в. драматургию и предпочитала новым пьесам произведения, написанные давно и проверенные временем. Тем не менее, драма (пьеса) должна быть поставлена на сцене — таковы законы театрального искусства. Персонажи драмы — именно действующие лица; сюжет, т.е. последовательность событий, определяет сценическое действие. Пьеса раскрывается в полной мере только в пространстве сцены, во время спектакля, который смотрят зрители. Кроме трагедии, комедии и «среднего» жанра — драмы — с давних пор игрались мимы (от греч. «мимесис» — «подражание») — короткие сценки чаще всего комического содержания, сочетающие импровизированный диалог, пение и танцы. Позднее, в конце эпохи Возрождения, появилась трагикомедия — в ней соседствовали признаки трагедии и комедии. Однако от драмы этот жанр отличается тем, что в трагикомедии всегда налицо двойственное отношение к жизни, понятия добра и зла чётко не определены, чёрное и белое могут меняться местами. |