|
Искусство сцены,
родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту
далёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища.
На пороге III
тысячелетия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к
древнегреческой драматургии, стремятся воссоздать формы античного театра,
приспособив их к требованиям современной сцены. Яркий пример такого подхода —
спектакль «Орестея». Это режиссёрская версия трилогии Эсхила, осуществлённая
выдающимся немецким режиссёром Петером Штайном в ДРЕВНЕРИМСКИЙ ТЕАТР Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины — грубоватые сатирические песни. Были популярны сатуры — представления, ведущие своё происхождение от танцев плясунов из Этрурии (современная Тоскана). Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски-характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк — обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон — смышлёный и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп — богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен — хитрый горбун, невежа и шар- Старики — маски ателланы. 266 Просцениум
древнеримского театра. Настенная живопись. Помпея. латан. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н.э. появились литературные обработки ателланы. На рубеже новой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, — паллиаты. Сам термин произошёл от названия греческого широкого плаща — паллия; в таких одеждах ходили герои этих произведений. Действие пьес происходило в Греции, и соответственно персонажи были греками. Однако часто всё греческое — имена, названия городов и т. д. — становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих «греков» скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий (около 270—201 до н.э.), а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта (около 250— 184 до н.э.). Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени. Имя драматурга — Макций — указывает на то, что, возможно, он исполнял роль Макка в ателлане. «Плавт» в переводе с латыни означает «плосконогий», поэтому существует предположение, что Плавт был плясуном: такие актёры носили особую плоскую обувь. Плавт в своих комедиях стремился, прежде всего, к занимательности. «Билеты»
для зрителей Древнего Рима. |