|
ВЕК XIX — ВЕК XX. СОБЫТИЯ, СТИЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ К середине XIX столетия в истории театра наступила эпоха безвременья. Романтические пьесы с ужасными тайнами и бурными страстями перестали интересовать публику. В эти годы появилось огромное количество инсценировок Переложения произведений Диккенса и Дюма-отца, Эжена Сю и Бальзака составляли большую часть репертуара театров. Зритель хотел видеть обыкновенную жизнь, и в театре стали использоваться «павильоны»: на сцене очень подробно воспроизводилась повседневная обстановка. Действие часто происходило в комнате, заставленной предметами привычного обихода: стульями, креслами, шкафами и т. д. Главным жанром во французском и английском театре продолжала оставаться мелодрама; появилась «хорошо сделанная пьеса» (см. статью «Под крышами Парижа»). Создатели спектаклей понимали, что романтизм — прошлое театра, но многие актёры сохраняли верность этому стилю. Трагические героини французской актрисы Элизы Рашель (настоящие имя и фамилия Элиза Рашель Феликс, 1821 — 1858) напоминали публике о XVII в. — времени, когда французский театр считался первым среди европейских Театральное здание в Байрёйте. В 305 Элиза Рашель. Иозеф Кайнц. Генрик Ибсен. сцен. Стихийный темперамент в игре Рашель был неотделим от глубокого проникновения в сущность роли. Актриса предпочитала сильные и страстные — героические характеры. «Пламенное выражение страстей» отличало игру итальянской актрисы Аделаиды Ристори (1822—1906), славившейся отточенной, «скульптурной» пластикой. Ристори снискала любовь зрителей и в самой Италии, и за пределами Апеннинского полуострова. В 50-х — середине 80-х гг. возникло понятие внестилевое мышление. В одном спектакле могли соединяться разные стили. Например, пьесу сентиментализма актёры играли в стиле романтизма, а оформлен спектакль был в соответствии с правилами классицизма. Однако принципиально новые сценические решения в это время найдены не были. Как всякому искусству, театру свойственно в определённые периоды своего развития пользоваться расхожими штампами — приёмами, из которых ушла жизнь. Причины могут быть самые различные: и отсутствие новой драматургии, и общественная усталость, обычно наступающая после бурных эпох, и естественный страх, что новое публика примет в штыки. Мешала развитию европейского театра и система «театральной монополии». До конца 60-х гг. новые сцены можно было создавать только под эгидой властей, центральных или городских. Королевские дворы теряли блеск, но многие театры продолжали существовать в качестве придворных сцен, и это препятствовало осуществлению интересных замыслов. В середине века появились
солидные труды по истории театра. Обращаясь к прошлому, авторы хотели найти
пути обновления искусства сцены. Нетрадиционный подход к музыкальному театру
предложил оперный композитор Рихард Вагнер в работе «Художественное
произведение будущего» ( |