|
ВЕЛИКИЕ ТРАГИКИ Лишь в конце XIX столетия драматический театр Италии вновь напомнил о себе. На разных сценических площадках Европы выступали выдающиеся итальянские актёры. Зрители, затаив дыхание, внимали мощным певучим голосам Эрнесто Росси (1827—1896) и Томмазо Сальвини (1829—1915), Эрмете Цаккони (1857—1948) и Эрмете Новелли (1851—1919). Это были великие трагики, которые менее всего стремились показать обычного человека. Их героями владели страсти, они страдали и боролись, любили и погибали. Горячее солнце родной страны было в крови этих актёров, мелодии итальянской оперы рождали особые интонации. Приземлённые чувства, обыденную жизнь трагики не признавали — они вели за собой зрителей в мир бурных пе- Сиена из спектакля «Йерма» (пьеса
Лорки). Театр комедии, Мадрид. 340 Венецианский карнавал. реживании, но, тем не менее, оставались правдивыми в своей игре. Эти мастера хотели быть на сцене величественными (и были таковыми), но никогда не забывали об истине и справедливости. Они не противопоставляли себя простым людям, в одинаковой мере сочувствуя всем. В итальянской драматургии не оказалось персонажей, по масштабу равных таким актёрам, — и на помощь приходил Шекспир. Росси и Сальвини потрясали Европу страданиями старого короля Лира, обманутого бессердечными дочерьми. Любимой ролью был шекспировский Отелло. К.С. Станиславский так писал о Сальвини в роли Отелло: «Сальвини... сосредоточился и, незаметно для нас, взял в свои руки всю толпу Большого театра. Казалось, что он это сделал одним жестом, — протянул, не смотря, руку в публику, загрёб всех в свою ладонь и держал в ней, точно муравьев, в течение всего спектакля. Сожмёт кулак — смерть; раскроет, дохнёт теплом — блаженство... Отелло — Сальвини — это монумент, памятник, воплощающий в себе какой-то неизменный закон». Манера игры Эрнесто Росси была не столь монументальна, как у Сальвини. В каждом персонаже актёр стремился увидеть не идеального героя, а человека — со всеми его добродетелями и пороками. Тончайший знаток человеческой психологии, Росси с поразительным мастерством мог раскрывать тайны души своего героя, передавать нюансы его характера. Психологическая разработка персонажа иногда казалась даже слишком изощрённой, а внешний рисунок образа — слишком броским. Трагедии Шекспира — основа репертуара Росси, им он отдал сорок лет жизни. В 70-х гг. в Италии возникло художественное направление веризм (от ит. verismo — «истинность», «правдивость»). Художнику, согласно веристской теории, следует изображать только факты, показывать жизнь без прикрас; он должен быть беспристрастным и объективным, воздерживаться от оценок и комментариев. Наиболее известные произведения веризма принадлежат перу Джованни Верги (1840—1922), хотя именно он Томмазо Сальвини. 341 ТРАГИЧЕСКАЯ АКТРИСА На
рубеже столетий европейские зрители восхищались итальянской трагической
актрисой Элеонорой Дузе (1858—1924). На сцене Дузе появлялась всегда как-то
незаметно — хрупкая, не привлекающая внимания, совсем не похожая на примадонну.
Однако проходило мгновение — и зал забывал обо всём. Даже самую слабую пьесу
Дузе умела наполнить такой глубиной чувства, что произведение начинало казаться
значительным. Видевшие актрису на сиене писали об одухотворённости и
музыкальности, о прозрачности и полутонах, о поэтичности, безыскусности и
подкупающей простоте игры. Её героиня — женщина, страдающая от окружающей
пошлости и жестокости, обманутая, любящая, способная к самопожертвованию. Дузе
всегда находила в облике героини черты, вызывающие сострадание, наделяла её
светом собственной души. Она была тончайшей психологической актрисой, искусство
которой казалось чем-то большим, нежели искусство перевоплощения. Актриса
всегда искала в пьесе подтекст и стремилась донести его до зрителя.
Необыкновенная одарённость сочеталась в ней с высочайшим профессионализмом:
истинные переживания, настоящие слёзы и вместе с тем полный контроль над
эмоциями. |