Предыдущая Следующая
ПОСТИГАЯ НОВЫЙ ВЕК
Выдающийся итальянский
драматург XX столетия
Луиджи Пиранделло (18б7—1936) для театра начал писать в 1910 г. В его первых пьесах
отчётливо ощущается влияние веризма. Они посвящены жизни на Сицилии, персонажи
говорят на местном наречии. Комедии Пиранделло живописно изображают быт и нравы
сицилийской деревни и маленьких захолустных городков. Лучшая комедия этого времени
— «Лиола» (1916 г.).
Сам автор писал о ней так: «Герой — крестьянский поэт, пьяный от солнца, и вся
комедия полна песен и солнца. Она так жизнерадостна, что кажется, что это не
мое произведение».
В дальнейшем тематика и
настроение произведений драматурга резко изменились. Собственно театру
Пиранделло положила начало пьеса «Право для других» (1915 г.). В центре
творческих интересов драматурга — вопрос о том, как соотносятся иллюзия и
реальность, маска и лицо. Пиранделло считал, что нет и не может быть объективной
истины, — истин столько же, сколько людей в мире, поэтому познать истину
человеку не дано. Жестокость жизни нередко заставляет героев предпочитать
иллюзорный мир настоящему. Вопрос о том, что же есть истина — иллюзия или
реальность, в театре Пиранделло остаётся открытым. У человека множество лиц, но
ни одно из них не может считаться настоящим. В некоторых пьесах герои «меняют»
лицо, надевают маску, чтобы защититься от ударов окружающего мира. Порой герой
не только не хочет, но уже и не способен сбросить надетую когда-то маску,
теряет собственное лицо навсегда. Создаётся ощущение, что образ персонажа
распадается, личность исчезает. Так драматург выразил смятение и боль людей
своей эпохи, переживших Первую мировую войну.
В 20-х гг. Пиранделло
написал самые значительные драмы, вошедшие в репертуар мирового театра: «Это
так, если вам так кажется» (1917
г.), «Генрих IV» (1922 г.),
трилогию
Эскизы декораций к спектаклю
«Великаны гор» (пьеса Л. Пиранделло).
Художник В. Марчи. 1921 г.
Луиджи Пиранделло.
* Абруцци — область в
Италии на Апеннинском полуострове, у берегов Адриатического моря.
**До 1817 г. Италия не была
единым государством и в каждом герцогстве или княжестве говорили на своём
диалекте.
343
ПОЭТ ТЕАТРА
Джорджо
Стрелер (1921—1997) пришёл в театр после Второй мировой войны. Пережив трагедию
войны, он навсегда решил для себя, что сиена должна отличаться от будней,
обладать магической красотой. Режиссёр, по мнению Стрелера, — это поэт и
волшебник, творец красоты, одухотворяющий сценическое пространство. Спектакли
самого Стрелера пронизаны музыкой — не только звуками, но и особой
музыкальностью пластических построений.
В
1947 г.
режиссёр создал в Милане «Пикколо-театр» (ит. piccolo — «маленький»), заявив, что это «театр для людей», для
всех — независимо от социального положения и уровня культуры. Красота чарует и
возвышает душу, подобно операм Моцарта. Критики часто пишут о моцартианстве
стрелеровской режиссуры. Таковы спектакли «Слуга двух господ» (1947 г.), «Буря» (1972 г.), «Перекрёсток» (1974 г.). Запоминаются
мизансцены Стрелера — он создаёт своеобразный театр теней — сцену силуэтов.
Такое решение связано и с традицией венецианской гравюры, и с современным
итальянским кинематографом (пластическими композициями Феллини и Висконти). Предыдущая Следующая
|