|
Постепенно в театральном доме на Малой Бронной наступил кризис. Совсем
другой стиль у Театра-студии под руководством Петра Фоменко. В 1993—1994 гг.
театральная Москва с увлечением смотрела студенческие спектакли
актёрско-режиссёрского курса Петра Наумовича Фоменко (родился в В
репертуаре театра — остроумная и изящная трактовка пьесы М.И. Цветаевой
«Приключение» ( Молодые
артисты театра — рыжеволосые сёстры-близнецы Полина и Ксения Кутеповы,
изысканная Галина Тюнина, органичный, с завидным чувством юмора Юрий Степанов и
другие — стали любимцами театральной Москвы. Труппа обновляется за счёт
выпускников курсов Петра Фоменко в ГИТИСе (так называемые «младшие фоменки»). В
подвале дома в Скатертном переулке разместился театр-студия «Человек».
Художественный руководитель Людмила Рошкован в начале 80-х гг. приютила под
крышей своего театра группу молодых артистов и режиссёров, некоторое время
назад окончивших Школу-студию при МХАТе. Здесь можно было увидеть спектакль
«Эмигранты», появившийся ещё в Сцена
из спектакля «Месяц в деревне» (пьеса
И.С. Тургенева). Режиссёр С. Женовач. «Мастерская Петра
Фоменко», Москва. Мрожека
была поставлена Михаилом Мокеевым для двух артистов — Романа Козака и
Александра Феклистова. Два совершенно разных человека, интеллектуал и простой
работяга, загнанные в трущобы чужой страны, доводили друг друга до исступления,
почти до отчаяния. Издевались друг над другом, презирали, но всё-таки пытались
примириться. Выпускники
мхатовской школы, пригревшиеся в «Человеке», в конце концов, вернулись обратно
под крыло МХАТа. На смену им в начале 90-х гг. в подвал дома в Скатертном
переулке пришли другие — на этот раз ученики Петра Фоменко из ГИТИСа. Всего в Москве насчитывается несколько десятков студий, среди которых и те, которые придерживаются старых традиций, и те, которые стремятся освоить язык и формы театрального авангарда. 411 Сцена из спектакля «Вишнёвый сад»
(пьеса А. П. Чехова). Режиссёр А. Эфрос. Московский театр на
Таганке. Отношения со «своими»
актёрами стали натянутыми. Эфрос выпустил «Тартюфа» ( Те, кто создал славу отечественного театра 60—80-х гг., оставили последователей и учеников, очень разных, талантливых и самостоятельных. Они работают во многих городах России, ставят как драматические, так и оперные спектакли. ПОКОЛЕНИЕ ПЕРЕЛОМНОЙ ЭПОХИ На рубеже 80—90-х гг. в центре внимания критиков и зрителей оказались режиссёры среднего поколения — сорокалетние. Им не были свойственны ни иллюзии шестидесятников, ни дерзость и чёрный юмор более молодых коллег. Они очень разные, и
каждый создал свой театр. Анатолий Александрович Васильев (родился в Кама Гинкас и Генриетта Яновская.
Художник О. Саваренская. Лев Абрамович Додин. 412 ститута ставил спектакли
в разных московских театрах, а в Генриетта Львовна
Яновская (родилась в Лев Абрамович Додин
(родился в НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ В последней четверти XX столетия мировой театр развивается активно и непредсказуемо. На международных театральных фестивалях играются спектакли, созданные на разных сценах Европы и мира. Публика воспринимает увиденное как явление, рождённое в едином европейском доме. Театры России — постоянные участники этих фестивалей. В нашей стране также проводятся фестивали и конкурсы. Победителям вручаются призы с красивыми названиями: «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Золотой софит». В театре в последние десятилетия формы авангарда мирно уживаются с приёмами, возникшими в давние времена. Создатели спектаклей обращаются к вопросам нынешнего дня и проблемам вечным. Художники рассказывают о том, что важно для всех людей, независимо от того, где они живут: в Вене или в Москве, в Токио или в Париже, в Каире или в Лондоне... Поставленные в разных уголках планеты спектакли заставляют то плакать, то смеяться, то сокрушаться, то недоумевать, но главное — вселяют надежду. Сцена из спектакля «Дон Жуан, или
„Каменный гость" и другие стихи». Режиссёр А. Васильев. Театр «Школа
драматического искусства», Москва. |