Предыдущая Следующая
В
40—50-х гг. почти все мультипликаторы пользовались так называемым методом
«эклера» — перерисовывали на бумагу и целлулоид движения и фигуры актёров,
снятые на киноплёнку. Если в 40-х гг. и ранее этот приём носил вспомогательный
характер, то в первой половине 50-х почти все «человеческие» персонажи
снимались «эклерным» методом. Так были созданы фильмы «Аленький цветочек» (1952 г.; по сказке С.Т.Аксакова)
и «Золотая антилопа» (1954 г.;
по мотивам индийских сказок) режиссёра Л.К. Атаманова, «Ночь перед Рождеством»
(1951 г.;
по повести Н.В. Гоголя) сестёр Брумберг, «Снегурочка» (1952 г.; по пьесе А.Н.
Островского и опере Н.А. Римского-Корсакова) И.П. Иванова-Вано, «Каштанка» (1952 г.; по рассказу А.П.
Чехова) М.М. Цехановского и др. Однако во второй половине 50-х гг. эта практика
прекратилась.

Кадры
из мультфильма «Ну, погоди!

Кадры
из мультфильма «Чебурашка».
446

Кадр
из мультфильма «Малыш и Карлсон».

Кадр
из мультфильма «Маугли».
На
рубеже 60-х гг. советские мультипликаторы стали активно экспериментировать.
Одной из первых попыток изменения традиции стал сатирический фильм Е.Т.
Мигунова «Знакомые картинки» (1957
г.; с участием Аркадия Райкина). За ним последовали (1961 г.) сказка «Козлёнок»
Р.В. Давыдова — фильм, решённый нетрадиционно для жанра сказки, и
экспериментальная полнометражная лента Л.К. Атаманова «Ключ» — современная
сказка-притча. Особо выделялись вышедшая в том же году картина сестёр Брумберг
«Большие неприятности», созданная в стилистике детского рисунка, и режиссёрский
дебют Ф.С. Хитрука «История одного преступления».
В
60—70-х гг. мультипликация стала одним из самых популярных видов киноискусства.
В «Союзмультфильме» не было основного направления в каком-либо жанре или
стилистике — каждый режиссёр разрабатывал свой стиль и «пробивал» свою дорогу.
Появляются персонажи, ставшие национальными героями советских детей, —
хоккеисты из команд «Метеор» и «Вымпел» («Шайбу! Шайбу!!», 1964 г., режиссёр Б.П.
Дёжкин), герои «Книги джунглей» английского писателя Редьярда Киплинга
(«Маугли», 1967—1971 гг., режиссёр Р.В. Давыдов) и произведений шведской
писательницы Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон», 1968 г., режиссёр Б.П.
Степанцев). Особо «урожайным» на популярных героев стал 1969 год — в это время
зрители познакомились с Винни-Пухом Ф.С. Хитрука, Крокодилом Геной Р.А.
Качанова, Бременскими музыкантами И.А. Ковалевской, Умкой В.И. Пекаря и В. И.
Попова, персонажами серии «Ну, погоди!..» В.М. Котёночкина. В 70—80-х гг.
появились циклы: «38 попугаев» И.В. Уфимцева, «Котёнок по имени Гав» Л. К.
Атаманова, «Трое из Простоквашино» В.И. Попова, «Возвращение блудного попугая»
В.А. Караваева.
В
1970 г.
выпустила свои первые картины студия «Мульттелефильм» творческого объединения
«Экран», на которой впоследствии «родились» Кот Леопольд А.И. Резникова,
Домовёнок Кузька А.П. Зябликовой и другие персонажи.
В
80-х гг. завоевали успех фильмы Э. В. Назарова («Жил-был пёс», «Путешествие
муравья»), Г.Я. Бардина («Банкет», «Выкрутасы»). Киевляне А. Татарский и И.
Ковалёв заявили о себе фильмами «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний
снег», «Следствие ведут Колобки» (вышли на студии « Мульттелефильм»). Предыдущая Следующая
|