Предыдущая Следующая
*Луис Бунюэль, испанец по
рождению, работал в разных странах. Его работы нельзя отнести ни к одной из
национальных кинематографий, но без творчества этого режиссёра невозможно
представить мировое кино.
453

Праздник у часовни Святого
Себастьяна. Художник С. Дали. 1921 г.
(1928 г.) и «Золотой век» (1930 г.). Они представляли
собой череду странных, жестоких, алогичных видений, не связанных каким-либо
литературным сюжетом. Например, юноша выходит на балкон; он видит, как узкое
облако наплывает на луну. Следующий план: бритва разрезает женский глаз (кадр,
разумеется, комбинированный). В ранних картинах (в их создании принимал участие
испанский художник Сальвадор Дали) Бунюэль дал чрезвычайно яркое выражение
эстетики эмоционального взрыва, яростного, разрушительного и иррационального
бунта.
В фильме «Страсти Жанны
д'Арк» (1927 г.),
поставленном во Франции датским режиссёром Карлом Теодором Дрейером
(1889—1968), звучат совсем иные мотивы — верность нравственному долгу и
религиозному призванию. Его героиня Жанна д'Арк (около 1412—1431) — реальное
историческое лицо. Простая крестьянская девушка, она возглавила во время
Столетней войны (XV в.)
отряд французской армии, одержала ряд побед над англичанами, но, в конце концов,
попала в руки врагов. Убеждённая, что защита Франции поручена ей Господом, Жанна,
тем не менее, была осуждена церковным судом и сожжена на костре как еретичка.
Дрейер воспроизвёл на
экране только один день из жизни героини: последний допрос, приговор и казнь.
Практически весь фильм, за исключением сцены казни, построен на крупных планах
лиц — самой Жанны и её судей. Зрители были поражены правдивостью игры всех
исполнителей, и, прежде всего актрисы Рене Фальконетти (1892—1946), сыгравшей
Жанну с предельной психологической самоотдачей. Полное отсутствие грима,
характер освещения, игра актёров как бы обнажали перед зрителями не только
лица, но и души персонажей. Судьи-священники — во всеоружии церковного
авторитета; на их стороне и заплечных дел мастер с орудиями пытки, и мощь
иностранной армии. Но они ничего не могут поделать с бесхитростной верой
неграмотной крестьянки. Фильм Дрейера остался в истории кино как шедевр, над
которым время не властно.
СОЗДАНИЕ
ГОЛЛИВУДА
Почти сто лет назад, в
начале 1908 г.,
первые американские кинопроизводители потянулись из колыбели национальной
киноиндустрии — Нью-Йорка на Западное побережье, в Калифорнию. Так появился
Голливуд — великая «фабрика грёз» и столица иллюзий. Слово Hollywood образовано от английских слов holly — «остролист» и wood — «лес». В 1886 г. некая Дейда Уилконс
из Канзас-Сити вместе со своим мужем застолбила участок земли в окрестностях
Лос-Анджелеса, назвав его Hollywood.
Через несколько лет супруги стали сдавать землю в аренду, а к 1930 г. вокруг ранчо вырос
целый посёлок, присоединённый к Лос-Анджелесу на правах пригорода. Первым
кинематографистом, ступившим на землю Голливуда, был Уильям Зелиг, который
купил часть земли, чтобы разместить на ней филиал своей чикагской кинокомпании. Предыдущая Следующая
|