|
История
одного левши Мама Андрея Надеждина,
известного московского художника, рассказывает: «Десятилетку он окончил с горем
пополам. Мы с мужем подняли все знакомства, чтобы «запихнуть» его в институт.
Поучился месяц – выгнали. Через год повторяем пробу, определяем в другой
институт. А весной предстает на пороге передо мной дитятко мое с бритым
затылком и говорит сокрушенно: «Уж лучше в армию, мама, чем такая жизнь… "
Построил старшина новобранцев и начал спрашивать: «Умеешь водить машину?
Шофером будешь. Умеешь на трубе играть? Музыкантом будешь». А Андрею и ответить
нечего. «Ничего, – говорит, – не умею». А старшина спрашивает: «А
родители кто?» – «Художники, товарищ старшина!» – «Художником будешь!» Начал
Андрюша в армии рисовать – нельзя же приказ не выполнить – и во вкус вошел. А
когда из армии пришел, уже и в Строгановку поступил, и серьезно заниматься
начал». Стоим на выставке и смотрим
на его картины. Их основная тема – Человек и Вселенная. Огромный – то
ярко-синий, то дымчато-коричневый – мир, и маленький человек, песчинка Космоса,
старающийся найти в нем свое место. У нас захватывает дух. Так бывает, когда
смотришь в звездное небо и пытаешься осознать его бесконечность… Думаем: как
страшно, если бы все не сложилось для него так удачно… И работал бы он
где-нибудь на производстве, и у него все плохо бы получалось, потому что такие,
как он, люди не приспособлены к механическому труду… Человеку даны два мира: мир
реальный, тот, в котором он живет, и мир внутренний, отражающий существующую
действительность. Детям-левшам внутренний мир дан в большей степени, чем
другим. Они воспринимают реальный мир в большем объеме и пытаются подстроить
его под внутренний, идеальный мир. Зачастую они и сами не знают, откуда что
берется, – и от этого их фантазии и высказывания кажутся столь необычными,
от этого их страхи столь отчетливы. Возможности внутреннего мира
поистине безграничны. По сравнению с ним реалии настоящего кажутся детям
недостойными внимания. Всего того, что отрывает их от мира собственных
ощущений: беспорядка в комнате, ошибок в тетради – они просто не замечают… Но
образы из их мира рано или поздно при благоприятной обстановке переносятся в
реальную действительность в виде художественных, музыкальных и литературных
произведений, которые как бы приоткрывают перед нами дверь в мир внутренний,
давая возможность почувствовать его завораживающую глубину. Вместо
послесловия. «Это все, конечно, очень интересно, – скажете вы, прочитав этот
параграф. – Предположим, некоторые мои ученики, как мне кажется, очень
похожи на описанных выше детей – особенно двойками в дневнике, беспорядком в вещах
и «грязью» в тетрадях. И что же делать? У меня в классе их 30, и надо, чтобы
они усваивали школьную программу. Если я стану ждать, пока проявятся в нем
необыкновенные способности, он просто школу не окончит с его оценками…» В самом деле, что же делать? Советы
родителям 1. Ребенка
с подобными проявлениями – левшу или правшу – показать нейропсихологу, который
определит, каковы истинные причины его неуспеваемости. |