|
2. Не
хочу в школу! (Почему первоклассники не стремятся в первый класс) Трудно представить, что такую
фразу можно услышать от первоклассника. И все же… Далеко не всегда дети могут
спокойно перейти из одной обстановки в другую. Изменяется все: люди вокруг, их
отношение к ребенку, его отношение к окружающим. Если раньше он был «центром
Вселенной», им восхищалась вся семья, то теперь он равный среди равных.
Все-таки они еще очень маленькие, наши первоклассники. Посмотрите, как они идут
из школы. За спиной огромный ранец, в руках мешок со «сменкой», который чаще
всего тянется по земле. А когда они придут домой, больше всего им захочется достать
свои игрушки и засесть с ними где-нибудь в уголке, в привычной и родной для них
комнате. Маленькому ученику очень
непросто приспособиться к новой среде. Часто дети идут в школу с удовольствием,
но мотивация у них чисто внешняя: «Мне купят новый портфель», «Я буду
взрослым», «У меня будет ручка, как у брата»… Для того чтобы школьный мир с его
ежедневными планами и обязанностями не вызвал у ребенка отторжения, малыш
должен очень хотеть учиться и, кроме того, хорошо себе представлять, для чего
же все-таки существует школа и нужны знания. Говоря академическим языком, к
моменту поступления в первый класс у него должна быть создана положительная
внутренняя мотивация.
Как
появляются мифы Существует грустная
статистика: процент детей, которые не хотят идти в школу, постоянно растет.
Почему? Одни дети видят отрицательный опыт своих старших сестер и
братьев-школьников. Другим так надоело ежедневно рано вставать в детский сад,
что это чувство они автоматически переносят на школу. А есть малыши, которые
просто не готовы к учению, потому что еще «не наигрались». У них не было
возможности общаться со сверстниками, играть в ролевые игры, чаще они смотрели
телепередачи. У такого ребенка не выработана произвольность – то есть
способность действовать по образцу в соответствии с принятыми правилами. Он
психологически не готов к школе, и ему не хватает навыков, необходимых для
адаптации к новым условиям. Первая опасность,
подстерегающая первоклашку, – восприятие его учителем как одного из
многих. Ведь с началом школьной жизни дети меняют не товарищей по играм – они
меняют мир, в котором прежнее «Я» становится на одну ступеньку с двадцатью «Я»
одноклассников. Для малыша, особенно умненького, с первых дней окруженного
подчеркнутым вниманием взрослых, такое растворение в коллективе может
обернуться настоящим ударом по самолюбию. Как следствие, у ребенка резко
снижается самооценка, и даже мелкое происшествие грозит обернуться
неуверенностью в себе. Так в прежде живом и общительном ребенке зарождаются
чувство одиночества, комплексы. «Я очень хорошо помню свое
Первое сентября. После торжественной линейки десятиклассники повели нас в
здание школы. Мне достался рассеянный выпускник, и по дороге в родной класс я
потерялась. Прозвенел звонок, а я одна в пустом коридоре. В класс меня привела
третьеклассница. Первые слова, которые я услышала от учительницы, были таковы:
«Как фамилия? Почему опоздала? Чтоб это было в последний раз!» Это произвело на
меня такое громадное впечатление, что я стала панически бояться опоздать на
урок (и всегда поэтому опаздывала), робела сказать лишнее, стала плохо учиться
и первый класс, в котором в основном все учились на отлично, окончила с четверками». |