|
Готические
соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода:
романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор лёгок и устремлён
ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую
конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на
толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою
очередь — на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным
полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания).
Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить
внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что
позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В готическом соборе исчезла
ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу —
изображению, составленному из скреплённых между собой цветных стёкол, которое
помещали в проём окна. Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и
рельефов. Скульптурное
и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты,
несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были
руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья. В романском
храме отдельные его части чётко разграничивались, в готическом — границы между
ними стёрлись. Пространство собора — с многочисленными архитектурными и
скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, —
создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде. В
готический период изменился образ Христа — на первый план выдвинулась тема
мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего,
принявшего муки на кресте за грехи человечества. Готическое искусство
постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей
перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением
прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа
переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины. В то же
время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ.
Их изображения встречаются в готическом искусстве так Готические
окна. 247 же часто,
как и в романском: например, в виде скульптур — химер или статуй-водостоков —
гаргулей. В XIII—XIV вв. наряду с церковными книгами, богато
иллюстрированными изображениями святых и сценами из Священной истории,
получили распространение часословы (сборники молитв и текстов, распределённых
по календарю), романы, исторические хроники. На их страницах помещали сцепы
светских увеселений, рыцарских турниров, крестьянского труда. Они обрамлялись
изящным орнаментом из цветов и трав. ФРАНЦИЯ Готическое
искусство первоначально возникло и развивалось во французской провинции
Иль-де-Франс (центре королевских владений). Во многом это было связано с
усилением могущества французского государства, укреплением королевской
власти, ростом городов. Расцвет литературы, науки, разнообразных ремёсел
превратил Париж, главный город провинции Иль-де-Франс, в столицу европейской
культуры. «Печь, где выпекается духовный хлеб человечества» — так назвал
Иль-де-Франс один из современников той эпохи. |