Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Как и все храмы Киева XI в., Де­сятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кир­пича) в традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую — светло-жёл­тую и необычно тонкую (всего два с половиной — три сантиметра). Из та­кого же материала были построены и дворцы, её окружавшие. По мне­нию разных историков, их было три или четыре. В отделке Десятин­ной церкви широко использовалась мозаика.

Учёные по сей день спорят, как выглядел этот храм. Решить не­простую задачу помогают тща­тельный анализ археологических раскопок и уникальная находка: выложенный древним мастером из необожжённого кирпича рисунок западного фасада храма. На протя­жении нескольких десятилетий, по­ка не был построен главный храм Киева — храм Святой Софии, Деся­тинная церковь оставалась самым значительным и самым почитае­мым храмом Руси. В 1240 г., в чёр­ную годину нашествия Батыя, Деся­тинная церковь была разрушена.

СПАСО-

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

Самый древний из дошедших до на­ших дней в своём былом облике хра­мов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове.

Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середи­не XI в. Когда этот черниговский

262

 

 

 

 

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. XI в. Современный вид.

князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный со­бор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строи­ли константинопольские мастера. По словам летописи, в год кончины Мстислава, погребённого в ещё не­достроенной церкви в 1036 г., сидя­щий на коне всадник мог рукой /до­стать верх стены собора. Как и все киевские храмы того времени, он был возведён из плинфы и необра­ботанного камня, редкими рядами вкраплённого в кладку. Кирпичи об­разовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладке «с утопленным рядом». Слой раствора скрывал ряды плинфы, чуть сдвинутые в глубь степы. Эти так на­зываемые «утопленные ряды» чере­довались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орна­мент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добав­ленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. Кирпичный орнамент изящно огибал оконные проёмы, стелился по стене крестами или поясами меандра. На стенах ап­сид мастера выкладывали высокие полукруглые плоские ниши (тремя и двумя ярусами соответственно на центральной и боковых апсидах).

В своей основе это был пятигла­вый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и на'ртексом — притвором, помещением с западной стороны храма. Из-за пе­го храм получался вытянутым, пря­моугольным. Нартекс обязательно отделялся от наоса — центральной части храма — стеной, но с арочными проёмами, ведущими соответст­венно в каждый из нефов.

Один из самых красивых элемен­тов архитектуры Спасо-Преображенского собора — тройные аркады, расположенные в двух ярусах подку-


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz