|
СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ На протяжении нескольких столетий
Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился
многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский престол
своих старших сыновей. Вплоть до середины XII в. княжеская власть в Новгороде располагала
немалыми правами; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города,
мог возводить огромные величественные храмы. В 1045—1050 гг. повелением князя
Владимира Ярославича, «посаженного» в Новгороде отцом Ярославом Мудрым,
возвели один из самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. «Где
Святая София, там и Новгород», —любили говорить в старину новгородцы. Храм
стал символом города, и даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «За
Святую Софию!». Собор построен из плинфы (плоского
кирпича) и камня, и, хотя кладка грубее и проще, чем в Киеве, все арки и
своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом»
(см. статью «Киевская архитектура»). Обширные хоры (открытые галереи внутри
храма) опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с
запада на восток. В середине храма — крестообразное свободное пространство,
увенчанное куполом. Несмотря на то что основные архитектурные элементы Софии
Киевской и Софии Новгородской во многом совпадают, они производят совершенно
различное впечатление. Тринадцать куполов Софии Киевской
как бы постепенно, от господствующей центральной главы к боковым, переходят в
основной храмовый объём. Новгородский храм выглядит суровее, монументальнее и
компактнее. Пять его мощных куполов высоко подняты над монолитным кубическим
храмовым зданием, строго отделяясь от него, Стены Софии Киевской «дышат»,
наступая на зрителя и отступая от него, создавая гармонию ниш, окон, полукружий
и малых куполов. Внешний облик северного Софийского собора гораздо строже, его
стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами.
В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства,
рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу
своеобразного «перетекания» про- 270 Софийский
собор в Новгороде Великом. XI в. странств, которое присутствует в
киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской
создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения: собор в
полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы
«прорезают» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубические
зоны. Таким образом, Новгород являет
самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный
с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и
лаконичности родственный характеру северной природы. В XI в. София Новгородская возвышалась громадой
розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые
врата немецкой работы, попавшие в Новгород в |