Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

СОФИЙСКИЙ СОБОР В

НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот го­род славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажа­ли» на новгородский престол своих старших сыновей. Вплоть до середи­ны XII в. княжеская власть в Новго­роде располагала немалыми права­ми; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города, мог возводить огромные величествен­ные храмы.

В 1045—1050 гг. повелением кня­зя Владимира Ярославича, «поса­женного» в Новгороде отцом Яро­славом Мудрым, возвели один из самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. «Где Святая София, там и Новгород», —любили говорить в старину новго­родцы. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские ратни­ки ходили с кличем: «За Святую Со­фию!».

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня, и, хо­тя кладка грубее и проще, чем в Ки­еве, все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом» (см. статью «Киевская архитектура»). Обширные хоры (открытые галереи внутри храма) опирались на мощ­ные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчан­ное куполом. Несмотря на то что ос­новные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новго­родской во многом совпадают, они производят совершенно различное впечатление.

Тринадцать куполов Софии Киев­ской как бы постепенно, от господ­ствующей центральной главы к бо­ковым, переходят в основной храмовый объём. Новгородский храм выглядит суровее, монумен­тальнее и компактнее. Пять его мощ­ных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него, Стены Софии Киевской «дышат», наступая на зрителя и отступая от него, создавая гармонию ниш, окон, полукружий и малых куполов. Внеш­ний облик северного Софийского собора гораздо строже, его стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из вза­имосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» про-

270

 

 

 

Софийский собор в Новгороде Великом. XI в.

странств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее ар­хитектурное убранство Софии Нов­городской создаёт впечатление не­обычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза вы­ше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прореза­ют» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубиче­ские зоны.

Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православно­го храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного соз­нания, но по выразительности и ла­коничности родственный характеру северной природы.

В XI в. София Новгородская воз­вышалась громадой розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187 г. как трофей. Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагмен­ты: изображение святых Константи­на и Елены, пророков, а также неко­торые другие. Позднее храм был оштукатурен, и белые стены его ста­ли в ещё большей степени воспри­ниматься как сплошной, непроница­емый, плотный массив, создающий впечатление бесстрастной и вели­чественной простоты. Один из сов­ременных историков новгородской


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz