Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В эпоху политической раздроб­ленности (XIII—XV вв.) искусство изменится: в нём уже не будет вели­чавого молчания и эпической про­стоты XI столетия., отвечающих ве­ликой силе первых озарений духа на русской земле, но появится иное — глубина оттенков мысли, выразительность её толкования, зрелая мудрость языка.

Руины киевского собора Михаила Златоверхого.

268

 

 

 

ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ЧЕРНИГОВЕ

На рубеже XIIXIII вв. в Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью кон­струкций и оригинальностью композиционного решения. Храм от­личается высоко поднятой центральной частью и высоким бара­баном, который динамично «взлетает» вверх. Невиданная ранее ступенчатость композиции стала возможна благодаря аркам под барабаном, размещённым выше цилиндрических сводов, перекры­вающих остальное пространство храма. Поэтому прямоугольное основание плавно переходит к круглому барабану, который в свою очередь опирается на возвышающиеся друг над другом арки. Соз­даётся впечатление, что храм вырастает как бы на глазах. Лёгкость и устремлённость вверх подчёркивают тонкие пучковые колонки в центре фасадов, продолговатые формы окон и ниш, изящно ук­рашенный барабан. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича. Сооруже­ние одинаково органично воспринимается со всех сторон, демон­стрируя редкое равновесие и стройность форм. Совершенный об­лик храма даёт основания предполагать, что его возводил известный по летописям выдающийся русский зодчий Пётр Милонег.

К началу XX в. внешний вид храма изменили многочислен­ные перестройки. Выдающийся архитектурный памятник домон­гольской эпохи в годы Великой Отечественной войны был поч­ти полностью разрушен прямым попаданием авиабомбы. Однако послевоенная реставрация вернула церкви Параскевы Пятницы облик, близкий к первоначальному.

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. Рубеж XII—XIII вв.

Нигде больше на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мо­заиками, выложенными из кусочков специально сваренного цветного непрозрачного стекла — смальты — и природного камня. Это останется толь­ко на киевской земле как отблеск Византийской империи, подарившей Ру­си умение строить храмы и писать иконы. Архитектура древнего Киева впи­тывала в себя лучшее, что создавали в то время архитектурная мысль Византии и её столичная школа. И всё же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Стройным и умудрённым был язык первых храмов и мозаик, созданных греческими и русскими мастерами. Рус­скому искусству эпохи Средневековья суждено было стать новым воплоще­нием христианского искусства, по своему значению равного византийско­му, насчитывавшего к XI в. уже шестое столетие своей истории.

 

 

 

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА XI—XV СТОЛЕТИЙ

XI век в древнерусской архитектуре — это эпоха «трёх Софий». Византий­ская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наиболь­шей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси — Киева, Чернигова, Переяславля — строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше соб­ственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской — София Новгородская и София Полоц­кая — возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие твор­чески преобразили его до неузнаваемости.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz