|
В эпоху политической раздробленности
(XIII—XV вв.)
искусство изменится: в нём уже не будет величавого молчания и эпической простоты
XI столетия.,
отвечающих великой силе первых озарений духа на русской земле, но появится
иное — глубина оттенков мысли, выразительность её толкования, зрелая мудрость
языка. Руины
киевского собора Михаила Златоверхого. 268 ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ
ПЯТНИЦЫ В ЧЕРНИГОВЕ На рубеже XII—XIII вв. в Чернигове была построена Пятницкая
церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской
архитектуре, которые характеризуются смелостью конструкций и оригинальностью
композиционного решения. Храм отличается высоко поднятой центральной частью и
высоким барабаном, который динамично «взлетает» вверх. Невиданная ранее
ступенчатость композиции стала возможна благодаря аркам под барабаном,
размещённым выше цилиндрических сводов, перекрывающих остальное пространство
храма. Поэтому прямоугольное основание плавно переходит к круглому барабану,
который в свою очередь опирается на возвышающиеся друг над другом арки. Создаётся
впечатление, что храм вырастает как бы на глазах. Лёгкость и устремлённость
вверх подчёркивают тонкие пучковые колонки в центре фасадов, продолговатые
формы окон и ниш, изящно украшенный барабан. Особую нарядность внешнему облику
храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича. Сооружение одинаково
органично воспринимается со всех сторон, демонстрируя редкое равновесие и
стройность форм. Совершенный облик храма даёт основания предполагать, что его
возводил известный по летописям выдающийся русский зодчий Пётр Милонег. К началу XX в. внешний вид храма изменили многочисленные
перестройки. Выдающийся архитектурный памятник домонгольской эпохи в годы
Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен прямым попаданием
авиабомбы. Однако послевоенная реставрация вернула церкви Параскевы Пятницы
облик, близкий к первоначальному. Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове.
Рубеж XII—XIII вв. Нигде больше на русской земле не сохранятся
храмы, украшенные мозаиками, выложенными из кусочков специально сваренного
цветного непрозрачного стекла — смальты — и природного камня. Это останется
только на киевской земле как отблеск Византийской империи, подарившей Руси
умение строить храмы и писать иконы. Архитектура древнего Киева впитывала в
себя лучшее, что создавали в то время архитектурная мысль Византии и её
столичная школа. И всё же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя
робкой ученицей. Стройным и умудрённым был язык первых храмов и мозаик,
созданных греческими и русскими мастерами. Русскому искусству эпохи
Средневековья суждено было стать новым воплощением христианского искусства, по
своему значению равного византийскому, насчитывавшего к XI в. уже шестое столетие своей истории. НОВГОРОДСКАЯ
АРХИТЕКТУРА XI—XV СТОЛЕТИЙ XI век в
древнерусской архитектуре — это эпоха «трёх Софий». Византийская архитектурная
традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в
киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси — Киева,
Чернигова, Переяславля — строился храм, тем больше в нём черт оригинального
русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную
практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской — София Новгородская
и София Полоцкая — возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие
творчески преобразили его до неузнаваемости. |