|
Подобная
архитектура получила у исследователей название московского,
или нарышкинского, барокко. Однако,
хотя отдельные сё детали выполнены в стиле европейского барокко, в ней не
меньше мотивов, восходящих к зодчеству ренессанса и маньеризма (см.
«Введение»). Нарышкинские постройки обладают удивительной органичностью, цельностью
и художественным совершенством. Развитие русского искусства всегда отличалось
своими особенностями, которые не укладывались в европейские рамки. Когда в
Европе расцветало Возрождение, на Руси ещё было глубокое Средневековье; когда
страны Европы переживали закат Ренессанса, на Руси появилось лишь предчувствие
грядущих перемен. Это предчувствие, родственное закату европейского
Средневековья, пронизанное ренессансными ожиданиями, породило архитектуру
нарышкинского стиля. Она стала мостиком между старым и новым, между
византийским и европейским, между Москвой царя Алексея Михайловича и Северной
пальмирой его сына императора Петра Великого. 322 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА И ФРЕСКА) Живопись
русского Средневековья — фреска, мозаика, икона — неизменно вызывала и
продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего
мира. Ежегодно миллионы людей приезжают в Новгород Великий или Киев, чтобы
насладиться в древних соборах фресками средневековых живописцев. Среди
образованных людей России почти не найти таких, у кого нет в доме хотя бы
одного художественного альбома с фотографиями икон или фресок... Древнерусская
монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси — при
князьях Владимире Святом (980—1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019—1054 гг.). До
княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот
князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии —
сильнейшего и наиболее просвещённого в ту эпоху государства во всём
христианском мире. Новая религия утвердила единого Бога на огромном пространстве
от Ладоги до Чёрного моря, на многие века определив облик русской истории и
культуры. Византийские
правители — василевсы — считали себя прямыми наследниками римских императоров,
которые распоряжались когда-то судьбами десятков и сотен народов. Отсюда
притязания василевсов на вселенское господство, отсюда блеск царских церемоний
и роскошь константинопольского двора. Византийская знать, обладавшая
утончённым вкусом, была богословски образованна, прекрасно знала античную
литературу и искусство. В отличие
от языческого Древнего Рима духовную и художественную жизнь Византии определяла
Церковь — главный заказчик строительства и украшения храмов. К X—XI вв. в византийском искусстве сложилась такая
система росписи храма, которая наиболее точно и полно воспроизводила сущность
христианского учения в зрительных образах. Фрески
собора Михаила Златоверхого в Киеве. XII в. Святые
апостолы в картине Страшного суда. Фрески на стене церкви
Святого Георгия в Старой Ладоге. XII в. Литография
В. А. Прохорова. XIX в. |