|
Жилая
архитектура провинции в большей мере отражала местные традиции. Нередко над
жилыми каменными палатами возвышались деревянные покои, жить в которых
считалось более полезным для здоровья. Но из-за частых пожаров богатые
горожане всё чаше отказывались от деревянных надстроек. Живописность жилой
архитектуры подчёркивалась нарядной асимметрией крылец и подкраской декоративных
деталей, как, например, в доме купца Коробова в Калуге (вторая половина XVII в.). Но постепенно начинает преобладать
принцип регулярности, чему ярким примером могут служить Митрополичьи палаты в
Ярославле ( Отсутствием
декоративных элементов и внешней суровостью отличалась жилая архитектура Пскова,
представленная, в частности, домами богатых купцов. На белёной шероховатой
поверхности стен, сделанных из местного плитняка, выделялись лишь глубокие
проёмы окон, порой обрамлённые наличниками простой формы. Но суровые и
неприветливые извне фасады выглядели гораздо уютнее со стороны двора. Быстро
развивающаяся торговля нуждалась в современных торговых дворах для русских и
иностранных купцов. Гостиный двор в Архангельске (1668—1684 гг.) строили по
специальному плану в границах замкнутого двора. Его территория включала в себя
стены с башнями, различные помещения (складские, жилые и торговые) и церковь. Разнообразные
типы гражданских зданий включали в себя также кельи и трапезные монастырей,
складские палаты, башни и торжественные ворота, различные административные здания
— от небольших сводчатых палат до величественной Сухаревой башни (конец XVII в.). Не только в крупных городах, но и на
окраинах государства русские зодчие создавали подлинные шедевры гражданской
архитектуры, подобные каменной мельнице Соловецкого монастыря. 321 Церковь
Знамения в Дубровицах под Москвой. 1690—1704 гг. Храм построен на переломе двух
эпох и несёт на себе одновременно черты художественного языка средневековой
русской архитектуры и — в большей степени — чисто европейского барокко. постройки
завершается гребнями, напоминающими белокаменную пену, — «петушиными
гребешками». Новый архитектурный декор стал похож на тот, который был моден в
Западной Европе; это уже не былое узорочье, а предчувствие грядущих перемен.
Белый камень и красный кирпич нарядно смотрятся на фоне неба в окружении
зелёной листвы летом или белого снега зимой. Но особенно хороша церковь осенью,
когда желтизна увядающих листьев сливается с золотым блеском пяти больших глав
(одна над храмом и четыре над боковыми лепестками-притворами). По народному
преданию, червонцы на их позолоту дал Пётр I. И конечно, не случайно под крестом на
боковой главе приютился золочёный двуглавый орёл — знак родства хозяина с
царским семейством. Церковь в
Филях двухэтажная. Первый этаж, полускрытый гульбищем (галереей), занимает
Покровский храм, названный по стоявшей здесь раньше деревянной Покровской
церкви. Этот храм невысок и темноват
внутри; в нём служили в зимнее время. На втором этаже находится церковь Спаса
Нерукотворного, названная так в честь чудесного спасения Льва Кирилловича.
Она высока и просторна, потому что храм бесстолпный. Под самый свод поднимается
великолепный резной иконостас, выполненный царским мастером Карпом Золотарёвым.
Позолоченные виноградные гроздья, листья, гирлянды цветов и плодов образуют
вокруг икон богатые рамы. Одну из икон — изображение архидьякона Стефана —
считают портретом молодого Петра. Резьбой украшены и клиросы места для
певчих, где пел сам Пётр I, когда приезжал в имение своего дяди. А на стене напротив
иконостаса укреплён деревянный балкон — ложа. Отсюда слушал церковную службу
хозяин имения. |