|
306 Храм
Воскресения в Коломенском. Зимний
вид. Храм
Вознесения в Коломенском. Летний
вид. устремлённый
ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения
словно парящих над землёй галерей. Многогранное стрельчатое основание храма
завершается тройными заострёнными кокошниками, напоминающими
языки замершего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается
шатёр, венчающий всё здание. Грани
шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного
жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золочёным, сверкающим
на солнце крестом. Символика
нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный,
говорил о двух событиях: небесном (которое дало ему имя) — о Вознесении Сына
Божьего к Отцу, на престол Царя царей, и земном (которое стало поводом к
строительству) — о рождении наследника престола Московского государства. Знаменитый
французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX в., писал: «Много я видел, многим
любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое
оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес... Во мне всё
дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я
видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял
ошеломлённый». Главным,
что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов,
был именно каменный (кирпичный) шатёр. До того все русские храмы завершались
сводами и венчающими их главами (куполами на барабанах). Главками венчались и
колокольни. Правда, своды многих соборов в XV в. всё сильнее и сильнее вытягивались вверх,
однако пи одному зодчему не приходило в голову заменить их высоким шатром.
Возможно, 307 прототипом
каменного шатра стали шатры деревянных церквей. Однако далеко не все учёные
согласны с этим. Споры о загадке происхождения шатра Вознесенской церкви ведутся
до сегодняшнего дня. ШАТРОВЫЕ
ХРАМЫ XVI—XVII ВЕКОВ Конструкция
шатровых храмов-памятников с высоким, издалека заметным силуэтом, но небольшим
внутренним пространством, рассчитанным на ограниченное число молящихся, очень
подходила для строительства храмов-памятников. В 50—60-е гг. XVI в. мемориальные шатровые храмы поднялись в
Балахне, Муроме, Коломне, Старице и других местах. Высоким нарядным шатром был
перекрыт центральный объем и главного храма-памятника во всём Московском государстве
— Покровского собора на Красной площади в Москве (1555— 15б0 гг.), выстроенного
в честь взятия Казани в Всего за
два десятилетия, прошедших после появления первого каменного шатрового храма в
Коломенском, этот новый вид архитектуры получил признание у русских зодчих,
которые стали возводить шатровые храмы во многих городах и сёлах наравне с
более привычными — перекрытыми сводом. Почти все шатровые храмы XVI в. имели одну и ту же композицию: на нижней
кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный
столб (восьмерик), который венчал шатёр. Однако зодчие, принимая эту общую
схему, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не
повторял другой. Каждый шатёр имел свой собственный силуэт, а дополнительные
украшения и пристройки ещё больше подчёркивали своеобразие того или иного
памятника. |