|
В XVII столетии прославленный московский собор
продолжали украшать. Его отдельные архитектурные детали были раскрашены,
поверхности глав получили сложный рисунок и стали многоцветными. В XVIII в. стены Покровского собора (и внутри, и
снаружи) были расписаны орнаментами. Архитектура всё больше приобретала образ
дивного райского сада, небесного града, но при всей своей красочности этот храм
оставался лишь фантазией о рае, его гениальной архитектурно-художественной
версией. Настоящий
«Иерусалим Новый» продолжал оставаться мечтой вплоть до середины XVII столетия, когда вновь набравшая силу Россия
обнаружила стремление построить храм по образцу собора Воскресения и Гробя Господня в Иерусалиме (см. статью «Памятники
архитектуры XVII века»). Но это уже другая страница в истории русской архитектуры. ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVII ВЕКА Для России XVII столетие началось страшным голодом. Царь
Борис распорядился раздавать бедным денежную милостыню, но на неё нечего было
купить. Вскоре началась холера, а затем последовали грабежи и разбои. В С этого
времени началась Смута: вторжения поляков и шведов, смерть Бориса Годунова,
убийство его жены и сына, убийство Лжедмитрия и появление новых самозванцев...
Хотя в Поэтому до
20-х гг. XVII в. никакого строительства в Москве не было. Когда же новый царь Михаил
Романов решил ознаменовать окончательную победу над иноземцами, возведя храм
Покрова в своей усадьбе Рубцове (1619—1627 гг.), его зодчие повторили облик
годуновских храмов. Однако постройка оказалась массивнее, проще и гораздо
грубее — как будто мастера-каменотёсы разучились держать свой нехитрый
инструмент. Лучшие архитекторы и строители XVII столетия служили «на великого государя», но
и они во многом утратили своё искусство. КУПЕЧЕСКИЕ
ХРАМЫ Только в
30-е гг. XVII в. зодчие перестали повторять пройденное и решительно вышли на новый
путь. Важной вехой этого пути стала московская церковь Троицы в Никитниках,
поставленная на дворе богатого купца Григория Никитникова. Она невелика —
купцу с семейством не требовался большой храм, — но зато нарядна. На красном
фоне кирпичных стен выделяются белокаменные детали: затейливые наличники,
парные колонки, которые членят фасады и резные карнизы. Наверху поставлены один
на другой ряды заострённых кокошников, придающие верху храма сходство с
кедровой шишкой; на кокошниках стоят пять глав, причём световая, с окошками,
только средняя, а боковые просто добавлены для красоты. При церкви есть два
самостоятельных маленьких храма-придела — один побольше, другой совсем
маленький, а также галерея, крыльцо и колокольня. Таких колоколен раньше не
строили: над её высоким восьмигранником (восьмериком) поставлен шатёр, а в шатре
сделаны оконца. Оконца эти называются слухами. Они
нужны для того, чтобы звук колоколов не затухал под сводом шатра, а выходил
наружу. |