Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Все предшествующие русские храмы, начиная с собора Святой Софии в Киеве и кончая годуновскими церквами, выглядят возвышенно-строгими: они связаны с небесным миром и поэтому противостоят миру земному.  Церковь Троицы

Преображенская надвратная церковь в Новодевичьем монастыре в Москве. XVII в.

313

 

 

Церковь Троицы

в Никитниках. XVII в.

в Никитниках, наоборот, поражает необыкновенной живостью, пест­ротой и кажется порождением шум­ной жизни торгового Китай-города Москвы. Все её части поставлены несимметрично, хотя и уравнове­шенно; всё, кажется, растёт, шевелится, развивается на глазах. Вот начи­нает расти на степе белокаменная лопатка; доросла до карниза — раз­двоилась, будто дерево, на два ствола-полуколонки, те потянулись вы­ше, пронзили ещё один карниз и вытолкнули наверх заострённый бу­тон — раму для иконы. Кокошники храма похожи на луковицы дорогих заморских тюльпанов, тонкие шей­ки глав — на стебли, а сами главы — на диковинные плоды.

Внутри церковь уютна. В ней нет столбов, много света льётся из боль­ших окон, и пространство лежит лег­ко и спокойно. Пёстрые росписи по­крывают стены сплошным ковром. Сюда ходили молиться не тому Бо­гу, которого боялись, а тому, кото­рый помогал человеку в его земных каждодневных делах. Эта радостная архитектура не возвышает, по зато и не устрашает сердце человека.

Церковь Троицы в Никитниках понравилась и москвичам, и гостям из других городов. Приехавший из Мурома богатый купец Тарасий Бо­рисов решил украсить родной город похожей церковью, и не просто по­хожей, а ещё лучше Повторив в ос­новном московскую постройку, приглашённые купцом мастера укра­сили её цветными изразцами. Драко­ны, всадники, птицы-сирины с де­вичьими головами смотрят на муромцев со стен монастырского Троицкого собора (1642—1643 гг.).

Казанская церковь в Муроме. Середина XVII в. Фрагмент декора.

Троицкий собор в Муроме. 1643 г.

314

 

 

 

А в кокошники вставлены разно­цветные керамические шишки. Мест­ные краеведы предполагают, что Тарасий пожелал таким способом увековечить своё прозвище — Цвет­ной. Большую власть имел торговый человек в городе: захотел — и пере­селил бобылей-горожан на посад, а на месте их дворов поставил мона­стырские Святые ворота с увенчан­ной шатром церковью Казанской Богоматери (1648 г.). В киотах (ни­шах) над окнами вырезаны дата стро­ительства и имя заказчика, чего не позволяли себе даже цари! От обилия форм, от яркости цвета буквально ря­бит в глазах: словно нескончаемый праздник выплеснулся на улицу древ­него Мурома. Дивным узорочьем на­звали впоследствии такую архитекту­ру. И действительно, украшения её напоминают удивительные узоры русских вышивок или кружев.

К середине XVII в. Россия полно­стью оправилась от последствий Смутного времени. Стали активно развиваться промышленность и тор­говля; быстро росли старинные рус­ские города, оказавшиеся на пере­крёстке торговых путей: Ярославль, Великий Устюг, Каргополь. Как толь­ко появились деньги, возникла воз­можность строить храмы, заказы­вать иконы, приобретать дорогие изделия ювелиров.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz