|
Все
предшествующие русские храмы, начиная с собора Святой Софии в Киеве и кончая
годуновскими церквами, выглядят возвышенно-строгими: они связаны с небесным
миром и поэтому противостоят миру земному.
Церковь Троицы Преображенская
надвратная церковь в Новодевичьем монастыре в Москве. XVII
в. 313 Церковь
Троицы в
Никитниках. XVII в. в
Никитниках, наоборот, поражает необыкновенной живостью, пестротой и кажется
порождением шумной жизни торгового Китай-города Москвы. Все её части
поставлены несимметрично, хотя и уравновешенно; всё, кажется, растёт,
шевелится, развивается на глазах. Вот начинает расти на степе белокаменная
лопатка; доросла до карниза — раздвоилась, будто дерево, на два
ствола-полуколонки, те потянулись выше, пронзили ещё один карниз и вытолкнули
наверх заострённый бутон — раму для иконы. Кокошники храма похожи на луковицы
дорогих заморских тюльпанов, тонкие шейки глав — на стебли, а сами главы — на
диковинные плоды. Внутри
церковь уютна. В ней нет столбов, много света льётся из больших окон, и
пространство лежит легко и спокойно. Пёстрые росписи покрывают стены сплошным
ковром. Сюда ходили молиться не тому Богу, которого боялись, а тому, который
помогал человеку в его земных каждодневных делах. Эта радостная архитектура не
возвышает, по зато и не устрашает сердце человека. Церковь
Троицы в Никитниках понравилась и москвичам, и гостям из других городов.
Приехавший из Мурома богатый купец Тарасий Борисов решил украсить родной город
похожей церковью, и не просто похожей, а ещё лучше Повторив в основном
московскую постройку, приглашённые купцом мастера украсили её цветными
изразцами. Драконы, всадники, птицы-сирины с девичьими головами смотрят на
муромцев со стен монастырского Троицкого собора (1642—1643 гг.). Казанская
церковь в Муроме. Середина XVII в. Фрагмент декора. Троицкий
собор в Муроме. 314 А в
кокошники вставлены разноцветные керамические шишки. Местные краеведы
предполагают, что Тарасий пожелал таким способом увековечить своё прозвище —
Цветной. Большую власть имел торговый человек в городе: захотел — и переселил
бобылей-горожан на посад, а на месте их дворов поставил монастырские Святые
ворота с увенчанной шатром церковью Казанской Богоматери ( К середине XVII в. Россия полностью оправилась от
последствий Смутного времени. Стали активно развиваться промышленность и торговля;
быстро росли старинные русские города, оказавшиеся на перекрёстке торговых
путей: Ярославль, Великий Устюг, Каргополь. Как только появились деньги, возникла
возможность строить храмы, заказывать иконы, приобретать дорогие изделия
ювелиров. |