|
АРХИТЕКТУРНЫЕ
ВКУСЫ ВРЕМЁН ПАТРИАРХА НИКОНА Не только
ярославцы «оглядывались назад» в своих художественных вкусах. Патриарх Никон,
занявший па- 316 триарший
престол в середине столетия, счёл необходимым обратиться к архитектуре
Древней Руси и православного Востока. Очевидно, он усмотрел в узорочности неуместное
отступление от изначальных образцов, которое так сурово преследовал в
богослужебных книгах, проводя церковную реформу. Никон запретил строить
шатровые храмы и попробовал возвести на русской земле копию храма Воскресения и
Гроба Господня в Иерусалиме в подмосковном Новоиерусалимском монастыре. Почти все
постройки патриарха отличаются суровостью и строгостью, доходящей до
аскетизма. Отчасти это объясняется биографией Никона. Происходивший из небогатой
крестьянской семьи, он, став священником, был приглашён в Москву и стал
известен царю Алексею Михайловичу. Перед Никоном открывалась прекрасная
карьера, но после того, как умерли трое его детей, он уговорил жену уйти в московский
монастырь, а сам отправился в монастырь на Соловки. Через некоторое время
царь, не забывший Никона, способствовал назначению его митрополитом
Новгородским. Древнее зодчество Новгорода и Соловецкого монастыря поразило Никона
и стало его идеалом. Однако
самому Никону властвовать пришлось недолго. Царь был недоволен претензиями
патриарха на высшую власть в государстве. Разрыв между Никоном и Алексеем
Михайловичем повлёк за собой ссылку и низложение патриарха. А узорочная
архитектура продолжила своё победное шествие по стране. МОСКОВСКОЕ
БАРОККО После
смерти царя Алексея Михайловича на престол взошёл его сын Фёдор, которому было
всего лишь четырнадцать лет. Юный царь получил хорошее образование: его учителем
был известный славянский РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ Отзвуки
никоновских идей можно усмотреть в строительной деятельности митрополита
Ростовского Ионы Сысоевича. Биографии митрополита и патриарха Никона имели
немало общих черт: если Никон был сыном крестьянина, то Иона — сыном сельского
священника из-под Ростова. Оба они быстро продвинулись благодаря личным
способностям. Иона стал митрополитом в том же году, когда Никон стал
патриархом, причём обряд поставления Ионы в митрополиты совершил Никон. А когда
патриарх, рассердившись на царя, оставил Москву, Иону Сысоевича назначили
местоблюстителем патриаршего престола, т. е. заместителем Никона на патриаршестве.
Увидев, что царь не торопится с покаянием, Никон внезапно вернулся в столицу и
вошёл в Успенский собор именно тогда, когда в нём служил Иона Сысоевич.
Патриарх потребовал уступить ему место, и Иона покорно подошёл под патриаршее
благословение. Это вызвало сильный гнев царя. Никона отправили в ссылку, а
Иону — в его родные места. Ростовская митрополия в середине XVII в. была едва ли не богаче московской. Она
простиралась до Белого моря и имела огромные доходы от солеварения:
производство и продажа соли в то время были монополией государства, но
митрополиту Ростовскому милостью царской дозволялось варить соль на продажу.
Иона Сысоевич благодаря этому скопил немалые средства, которые позволили ему
полностью обновить свою резиденцию — ростовский архиерейский дом, получивший
впоследствии название Ростовского кремля. Один взгляд на строения митрополита
убеждает, что название было дано не случайно: высокая зубчатая стена с
круглыми башнями действительно напоминает кремль. Не забыли даже
башенку-колоколенку, надстроенную над стеной вблизи ворот, — точно такая же
несколько ранее появилась на стене Московского Кремля недалеко от Спасской
башни. Легенда гласит, что царская семья наблюдала с неё за казнями,
происходившими на Красной плошали; на самом же деле она предназначалась для
пожарного колокола — набата. |