Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

АРХИТЕКТУРНЫЕ ВКУСЫ ВРЕМЁН ПАТРИАРХА НИКОНА

Не только ярославцы «оглядывались назад» в своих художественных вку­сах. Патриарх Никон, занявший па-

316

 

 

 

триарший престол в середине сто­летия, счёл необходимым обратить­ся к архитектуре Древней Руси и православного Востока. Очевидно, он усмотрел в узорочности неумест­ное отступление от изначальных образцов, которое так сурово пре­следовал в богослужебных книгах, проводя церковную реформу. Никон запретил строить шатровые храмы и попробовал возвести на русской земле копию храма Воскресения и Гроба Господня в Иерусалиме в под­московном Новоиерусалимском мо­настыре.

Почти все постройки патриарха отличаются суровостью и стро­гостью, доходящей до аскетизма. Отчасти это объясняется биографи­ей Никона. Происходивший из не­богатой крестьянской семьи, он, став священником, был приглашён в Москву и стал известен царю Алек­сею Михайловичу. Перед Никоном открывалась прекрасная карьера, но после того, как умерли трое его де­тей, он уговорил жену уйти в мос­ковский монастырь, а сам отправил­ся в монастырь на Соловки. Через некоторое время царь, не забывший Никона, способствовал назначению его митрополитом Новгородским. Древнее зодчество Новгорода и Со­ловецкого монастыря поразило Ни­кона и стало его идеалом.

Однако самому Никону властво­вать пришлось недолго. Царь был недоволен претензиями патриарха на высшую власть в государстве. Разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем повлёк за собой ссылку и низложение патриарха. А узорочная архитектура продолжила своё победное шествие по стране.

МОСКОВСКОЕ БАРОККО

После смерти царя Алексея Михай­ловича на престол взошёл его сын Фёдор, которому было всего лишь четырнадцать лет. Юный царь полу­чил хорошее образование: его учи­телем был известный славянский

РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Отзвуки никоновских идей можно усмотреть в строительной де­ятельности митрополита Ростовского Ионы Сысоевича. Биографии митрополита и патриарха Никона имели немало общих черт: ес­ли Никон был сыном крестьянина, то Иона — сыном сельского свя­щенника из-под Ростова. Оба они быстро продвинулись благода­ря личным способностям. Иона стал митрополитом в том же году, когда Никон стал патриархом, причём обряд поставления Ионы в митрополиты совершил Никон. А когда патриарх, рассердившись на царя, оставил Москву, Иону Сысоевича назначили местоблю­стителем патриаршего престола, т. е. заместителем Никона на па­триаршестве. Увидев, что царь не торопится с покаянием, Никон внезапно вернулся в столицу и вошёл в Успенский собор именно тогда, когда в нём служил Иона Сысоевич. Патриарх потребовал уступить ему место, и Иона покорно подошёл под патриаршее бла­гословение. Это вызвало сильный гнев царя. Никона отправили в ссылку, а Иону — в его родные места. Ростовская митрополия в середине XVII в. была едва ли не богаче московской. Она прости­ралась до Белого моря и имела огромные доходы от солеварения: производство и продажа соли в то время были монополией госу­дарства, но митрополиту Ростовскому милостью царской дозво­лялось варить соль на продажу. Иона Сысоевич благодаря этому скопил немалые средства, которые позволили ему полностью об­новить свою резиденцию — ростовский архиерейский дом, полу­чивший впоследствии название Ростовского кремля. Один взгляд на строения митрополита убеждает, что название было дано не слу­чайно: высокая зубчатая стена с круглыми башнями действитель­но напоминает кремль. Не забыли даже башенку-колоколенку, над­строенную над стеной вблизи ворот, — точно такая же несколько ранее появилась на стене Московского Кремля недалеко от Спас­ской башни. Легенда гласит, что царская семья наблюдала с неё за казнями, происходившими на Красной плошали; на самом же деле она предназначалась для пожарного колокола — набата.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz