|
административных
учреждений. Од- ним словом,
книга вплоть до широкого распространения книгопечатания в России оставалась
весьма дорогостоящим изделием. Таким
образом, со всех точек зрения средневековая рукописная книга была достойна
того, чтобы её украшением занимались искусные мастера. И действительно, книги
времён Древней Руси и Московского государства нередко бывали живописно оформлены
известными художниками. Запись
на печатной книге «История О Варлааме и Иоасафе», свидетельствующая о том, что она принадлежала Алексею Григорьевичу Наумову. 378 МИНИАТЮРА,
ЗАСТАВКА, ИНИЦИАЛ Главные
элементы художественного оформления книг — это миниатюры, заставки и инициалы. Миниатюрой
называется сделанный
от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте
рукописи. Заставка — небольшая орнаментальная или
изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо
раздела книги. Миниатюра, как правило, сложнее заставки, она представляет собой
в большинстве случаев настоящую маленькую картину. Инициал (буквица)
— это заглавная буква укрупнённого размера, помещаемая в начале текста книги,
главы, части или абзаца. Инициалы часто превращались в сложные рисунки,
изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов
и глашатаев. Их выделяли киноварью (красной краской), золотом, иногда —
несколькими красками одновременно. Традиция
книжной миниатюры пришла на Русь из Византии, и русские живописцы вначале во
всём следовали канонам, воспринятым из средиземноморской «империи тёплых морей».
В течение нескольких столетий сформировался уже чисто русский стиль.
Древнейшие миниатюры в русских книгах относятся к XI в. Они находятся во всемирно известных
рукописях — Остромировом Евангелии 1056— 1057 гг. и Изборнике Инициал
в рукописном Евангелии XVI в. Инициал
в рукописи XIV в. Инициал
в крюковой старообрядческой певческой рукописи. Гуслицкий стиль. XIX
в. Лист
рукописной книги с инициалом тератологического стиля. XIV
в. 379 Фон и основные
линии рисунка выполнены золотой краской, которая составляет живописную основу
в абсолютном большинстве наиболее ранних древнерусских книжных миниатюр. Вся
остальная цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них
главенствуют ярко-красная и тёмно-синяя. Рисунок отличается изяществом,
особенно тонко прорисованы ниспадающие складки одежд евангелистов. В Изборнике
Святослава |