Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

административных учреждений. Од-

ним словом, книга вплоть до широ­кого распространения книгопечата­ния в России оставалась весьма дорогостоящим изделием.

Таким образом, со всех точек зре­ния средневековая рукописная книга была достойна того, чтобы её украше­нием занимались искусные мастера. И действительно, книги времён Древ­ней Руси и Московского государства нередко бывали живописно оформ­лены известными художниками.

Запись на печатной книге «История О Варлааме и Иоасафе»,

свидетельствующая о том, что она принадлежала Алексею Григорьевичу Наумову.

378

 

 

 

МИНИАТЮРА, ЗАСТАВКА, ИНИЦИАЛ

Главные элементы художественного оформления книг — это миниатю­ры, заставки и инициалы.

Миниатюрой называется сде­ланный от руки многоцветный ри­сунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. Заставка — небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выде­ляющая и украшающая начало како­го-либо раздела книги. Миниатюра, как правило, сложнее заставки, она представляет собой в большинстве случаев настоящую маленькую кар­тину. Инициал (буквица) — это за­главная буква укрупнённого разме­ра, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Ини­циалы часто превращались в слож­ные рисунки, изображавшие дико­винных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов и глашатаев. Их выделяли кинова­рью (красной краской), золотом, иногда — несколькими красками одновременно.

Традиция книжной миниатюры пришла на Русь из Византии, и рус­ские живописцы вначале во всём следовали канонам, воспринятым из средиземноморской «империи тёплых морей». В течение несколь­ких столетий сформировался уже чисто русский стиль. Древнейшие миниатюры в русских книгах отно­сятся к XI в. Они находятся во все­мирно известных рукописях — Остромировом Евангелии 1056— 1057 гг. и Изборнике 1073 г., напи­санном для князя Святослава Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Оба манускрипта относятся к числу древнейших, созданных в славян­ских странах. В первой из этих книг имеются три миниатюры: евангели­сты (авторы сказаний об Иисусе Христе) Иоанн, Лука и Марк. Изоб­ражение евангелистов было столь же традиционным для Евангелия, как, скажем, изображение иудейско­го царя Давида для священной книги Псалтирь или апостола Луки для рукописи Деяний апостолов. На­пример, в Остромировом Евангелии фигуры евангелистов помещены в сложные орнаментальные рамки.

Инициал в рукописном Евангелии XVI в.

Инициал в рукописи XIV в.

Инициал в крюковой старообрядческой певческой рукописи. Гуслицкий стиль. XIX в.

Лист рукописной книги с инициалом тератологического стиля. XIV в.

379

 

 

 

Фон и основные линии рисунка вы­полнены золотой краской, которая составляет живописную основу в абсолютном большинстве наиболее ранних древнерусских книжных миниатюр. Вся остальная цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них гла­венствуют ярко-красная и тёмно-синяя. Рисунок отличается изящест­вом, особенно тонко прорисованы ниспадающие складки одежд еван­гелистов. В Изборнике Святослава 1073 г. имеются «групповой порт­рет» великого князя киевского Святослава Ярославича и его семьи, а также изображения церкви, напоми­нающей своим силуэтом храм Свя­той Софии в Константинополе, сто­лице Византийской империи. Эти последние настолько сложны и мно­гоцветны, что в них без труда мож­но увидеть сходство с мозаиками или с ювелирными изделиями, осы­панными самоцветами и украшенны­ми рисунками на эмали. Сходство это не случайно. В древнем Киеве юве­лирное искусство, в частности мас­терство перегородчатой эмали, было чрезвычайно высокоразвитым; зна­комы были тогда киевские мастера и с мозаикой, пришедшей из Византии,


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz