Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Одна из самых известных роспи­сей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. На фоне синего неба среди взмет­нувшихся копий и факелов Хри­стос и обнимающий его Иуда изо­бражены в профиль. Они смотрят

*В христианстве Страш­ный суд — последний суд над живыми и мёртвыми после второго пришествия Христа на Землю. После суда праведников ждёт райское блаженство, а грешников — адские муки.

**Благовещение — весть, принесённая архангелом Гавриилом, о том, что у Девы Марии родится Сын — Иисус Христос, Спаситель.

***Иуда Искариот — один из учеников Христа (апосто­лов), предавший Спасителя.

410

 

 

 

друг другу в глаза. Спасителю с ли­цом безупречной, почти античной красоты противопоставлен низколо­бый, уродливый Иуда. Он предал Учителя: целуя Христа, помог стра­же опознать его в ночной темноте и схватить. Джотто достигает здесь неведомой до тех пор психологиче­ской глубины.

Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современ­ники, оно привлекало к себе большое внимание и в последующие века.

После Джотто в развитии италь­янской живописи произошёл замет­ный спад. Искусство последних двух третей XIV в., отмеченное влиянием готики, принято называть треченто (от итал. trecento — «триста»; италь­янское название XIV в.).

Во второй половине XIV в. в Ита­лии на первое место вышла жи­вописная школа Сиены. При всём богатстве и процветании этот тос­канский город меньше, чем Фло­ренцию, затронуло движение Ренес­санса. Как писал П. П. Муратов — историк, искусствовед, один из яр­ких представителей русского «сере­бряного века», «Сиена всегда была беднее мыслью, чем Флоренция, но богаче чувством... В этом городе ис­кусство не было призвано указывать путь человечеству, намечать линии всемирной истории духа, как это было с искусством во Флоренции. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредствен­ных чувств».

Дуччо ди Буонинсенья (около 1255 — 1320), старший современ­ник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своём творчест­ве придерживался традиций визан­тийской иконописи. Его крупней­шая работа — огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено всенародное торжество. В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем. Их окружа­ют святые и ангелы, а также отдель­ные, меньшие по размерам сцены, посвящённые Богоматери и Христу.

Джотто ди Бондоне. Возвращение Иоакима к пастухам. Фреска. Начало XIV в.

Капелла дель Арена. Падуя.

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фреска. Начало XIV в. Капелла дель Арена. Падуя.

411

 

 

 

Оборотная сторона доски состояла из множества небольших, полных драматизма изображений на темы Страстей Господних.

К кругу Дуччо принадлежал Си­моне Мартини (около 1284— 1344), крупнейший и изысканнейший мас­тер сиенской живописи XIV в. Он увлекался светской позднеготической культурой, рыцарской поэзи­ей, французской миниатюрой. Си­моне Мартини работал в Сиене, Ассизи, Неаполе, а в последние го­ды жизни — при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрар­ки. Известно, что он написал порт­рет Лауры, возлюбленной поэта (к сожалению, не сохранившийся). Росписи Симоне Мартини, украша­ющие зал Маппамондо (Карты Ми­ра) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что, несмот­ря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его твор­ческом воображении рождались не­обычные образы.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz