Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами рели­гиозных культов. Сохранилось мно­жество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались час­тички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или

чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто архео­логи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болез­ней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фи­гурки конских голов, к которым це­почками крепятся «бубенчики», вы­полненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим зво­ном бубенчики должны были отго­нять нечистую силу.

«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Некоторые памятники древнерус­ского ювелирного искусства получи­ли огромную известность. О них пи­шут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мо­номаха». Это чеканный золотой ме­дальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изобра­жена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дья­вола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни на­правлена молитва на греческом язы­ке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять вла­дельца гривны от дьявольских коз­ней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был на­стоящий христианский амулет про­тив нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змееви­ков заимствованы из Византии; в до­монгольское время украшения по­добного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной пер­соне скорее всего княжеского про­исхождения. Стоимость этой дра­гоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недале­ко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.

Браслеты с изображением

фантастических животных и ритуальных

сцен. XII в.

Государственный Русский

музей, Санкт-Петербург.

Браслет с изображением

животных. XII в. Государственный Исторический музей, Москва.

397

 

 

 

Гривна Владимира Мономаха. XII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Надпись, указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна принадлежа­ла Владимиру Мономаху (1053— 1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известней­ший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оста­вил «Поучение» детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охо­тясь невдалеке от Чернигова, он об­ронил драгоценную гривну, донёс­шую до потомков работу искусных киевских мастеров.

ИМЕНА НА МЕТАЛЛЕ

Абсолютное большинство памятни­ков ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежав­ших древнерусским умельцам золо­того и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz