Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Осенью 1526 г. Гольбейн, запас­шись рекомендациями известного философа и писателя Эразма Роттердамского (1469— 1536), порт­реты которого он неоднократно писал, отправился в Англию. В Лон­доне благодаря этим рекоменда­циям он нашёл тёплый приём в до­ме друга Эразма Роттердамского — первого советника короля Генри­ха VIII, одного из основоположни­ков утопического социализма То­маса Мора (1478—1535). Во время этой поездки художником был на­писан портрет многочисленной и счастливой семьи Моров, который сгорел в XVII в.

В 1528 г. Гольбейн вновь пере­ехал в Базель. Сначала он получил от городского Совета заказ на росписи здания ратуши, но когда власть в го­роде перешла в руки протестант­ской иконоборческой партии, ху­дожник оказался без работы. В 1532 г. Гольбейн был вынужден на­всегда расстаться с семьёй. Он вновь отправился в Англию, но там его ждали печальные известия. Друг и покровитель мастера Томас Мор за несогласие с антикатолическими реформами Генриха VIII попал в опалу, а затем был казнён. Некото­рое время Гольбейн жил за счёт за­казов своих земляков — купцов из Германии. В портрете Георга Гисе (1532 г.) передан дух бюргерской среды. Долговые расписки, расчётные книги, весы — естественное окружение торговца.

В 1533— 1534 гг. Гольбейн создал портреты  членов  французского

Ганс Гольбейн Младший.

Мёртвый Христос.

1522 г.

Городской музей, Базель.

558

 

 

Ганс Гольбейн Младший. Пляски Смерти. Гравюры. 20-е гг. XVI в.

559

 

 

Ганс Гольбейн Младший.

Портрет Георга Гисе. 1532 г.

Государственные музеи, Берлин.

посольства при лондонском дворе. На портрете посол Шарль де Моретт (1534 г.) смотрит на зрителя спокой­но и гордо. В его уверенной позе, изысканно-сдержанном стиле кос­тюма чувствуется подлинный ари­стократизм. Живые чёрные глаза по­сла оттеняет благородная проседь в бороде, а белизна рукавов рубашки эффектно контрастирует с чёрным атласом камзола. В 1536 г. Гольбейн был приглашён ко двору Генри­ха VIII. Портрет короля (1538 г.) композиционно повторяет портрет синьора де Моретта, но при сопоставлении неприятно поражает над­менная осанка короля и вызывающая роскошь его наряда.

В 1543 г. Ганс Гольбейн Млад­ший в расцвете творческих сил умер в Лондоне от чумы. Его живо­пись, с её декоративностью, благо­родной сдержанностью, тонким психологизмом, послужила осно­вой для создания английской живо­писной школы.

Ганс Гольбейн Младший был последним крупным немецким жи­вописцем XVI в. То, что его творче­ство протекало в основном вне пре-

560

 

 

Ганс Гольбейн Младший.

Портрет Эразма Роттердамского. Лувр, Париж.

 

 

Ганс Гольбейн Младший.

Богоматерь и семья Якоба Майера. 1529 г. Музей замка, Дармштадт.

делов родины — факт весьма харак­терный. После 1529 г. изобрази­тельное искусство Германии переживало кризис, последствия которо­го были окончательно изжиты толь­ко к началу ХIХ столетия.

Идейные битвы Реформации расшатали средневековые основы Возрож­дения в Германии. Иконоборческое движение, прокатившееся в 20-е гг. XVI в. по Швейцарии, Эльзасу, Вестфалии, нанесло церковным памятникам не меньший ущерб, чем в Нидерландах. Вожди немецкой Реформации не от­рицали религиозного искусства, но чаще всего они были к нему равнодуш­ны. Мартин Лютер писал, что ему безразлично, есть или нет в церквах кар­тины и статуи. Однако добавлял: «Хотя лучше, если бы их вовсе не было». Протестанты, впрочем, прибегали к изобразительному искусству для про­поведи нового учения. Итогом совместного творчества богословов и худож­ников стали сложные и надуманные картины — аллегории, унылые иллю­страции к протестантской проповеди. Немецкие католические художники, подчинённые предписаниям церкви, также утратили вкус к творчеству.

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz