Предыдущая Главная
Осенью 1526 г. Гольбейн, запасшись
рекомендациями известного философа и писателя Эразма Роттердамского (1469—
1536), портреты которого он неоднократно писал, отправился в Англию. В Лондоне
благодаря этим рекомендациям он нашёл тёплый приём в доме друга Эразма
Роттердамского — первого советника короля Генриха VIII, одного из основоположников утопического
социализма Томаса Мора (1478—1535). Во время этой поездки художником был написан
портрет многочисленной и счастливой семьи Моров, который сгорел в XVII в.
В 1528 г. Гольбейн вновь переехал
в Базель. Сначала он получил от городского Совета заказ на росписи здания
ратуши, но когда власть в городе перешла в руки протестантской иконоборческой
партии, художник оказался без работы. В 1532 г. Гольбейн был вынужден навсегда
расстаться с семьёй. Он вновь отправился в Англию, но там его ждали печальные
известия. Друг и покровитель мастера Томас Мор за несогласие с
антикатолическими реформами Генриха VIII попал в опалу, а затем был казнён. Некоторое время
Гольбейн жил за счёт заказов своих земляков — купцов из Германии. В портрете
Георга Гисе (1532 г.)
передан дух бюргерской среды. Долговые расписки, расчётные книги, весы —
естественное окружение торговца.
В 1533—
1534 гг. Гольбейн создал портреты
членов французского
Ганс
Гольбейн Младший.
Мёртвый
Христос.
1522 г.
Городской
музей, Базель.
558
Ганс Гольбейн Младший. Пляски Смерти. Гравюры. 20-е гг. XVI
в.
559
Ганс
Гольбейн Младший.
Портрет
Георга Гисе. 1532 г.
Государственные
музеи, Берлин.
посольства
при лондонском дворе. На портрете посол Шарль де Моретт (1534 г.) смотрит на зрителя
спокойно и гордо. В его уверенной позе, изысканно-сдержанном стиле костюма
чувствуется подлинный аристократизм. Живые чёрные глаза посла оттеняет
благородная проседь в бороде, а белизна рукавов рубашки эффектно контрастирует
с чёрным атласом камзола. В 1536
г. Гольбейн был приглашён ко двору Генриха VIII. Портрет короля (1538 г.) композиционно
повторяет портрет синьора де Моретта, но при сопоставлении неприятно поражает
надменная осанка короля и вызывающая роскошь его наряда.
В 1543 г. Ганс Гольбейн Младший
в расцвете творческих сил умер в Лондоне от чумы. Его живопись, с её
декоративностью, благородной сдержанностью, тонким психологизмом, послужила
основой для создания английской живописной школы.
Ганс
Гольбейн Младший был последним крупным немецким живописцем XVI в. То, что его творчество протекало в
основном вне пре-
560
Ганс
Гольбейн Младший.
Портрет
Эразма Роттердамского. Лувр, Париж.
Ганс
Гольбейн Младший.
Богоматерь
и семья Якоба Майера. 1529 г.
Музей замка, Дармштадт.
делов
родины — факт весьма характерный. После 1529 г. изобразительное искусство Германии
переживало кризис, последствия которого были окончательно изжиты только к
началу ХIХ столетия.
Идейные
битвы Реформации расшатали средневековые основы Возрождения в Германии.
Иконоборческое движение, прокатившееся в 20-е гг. XVI в. по Швейцарии, Эльзасу, Вестфалии, нанесло
церковным памятникам не меньший ущерб, чем в Нидерландах. Вожди немецкой
Реформации не отрицали религиозного искусства, но чаще всего они были к нему
равнодушны. Мартин Лютер писал, что ему безразлично, есть или нет в церквах
картины и статуи. Однако добавлял: «Хотя лучше, если бы их вовсе не было».
Протестанты, впрочем, прибегали к изобразительному искусству для проповеди
нового учения. Итогом совместного творчества богословов и художников стали
сложные и надуманные картины — аллегории, унылые иллюстрации к протестантской
проповеди. Немецкие католические художники, подчинённые предписаниям церкви,
также утратили вкус к творчеству.
Предыдущая Главная
|