|
535 общность
стиля, что часто невозможно определить, какому мастеру принадлежит то или иное
произведение. Именно это искусство — изысканное и манерное, с лёгким оттенком
фривольности, сочетавшее виртуозное техническое мастерство с фантазией и
декоративностью, — в наибольшей степени отвечало вкусам французского двора
того времени. Росхо
Фьорентино. Галерея
Франциска I. Замок Фонтенбло. 1534—1540 гг. Франческо
Приматиччо. Покои
герцогини д'Этамп. Замок Фонтенбло. 40-е
гг. XVI в. Жан Клуэ. Портрет Франциска I. 1525—1530 гг. Лувр, Париж. Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской. 536 КАРАНДАШНЫЙ ПОРТРЕТ Скромные,
непритязательные рисунки, которых было очень много в эпоху Возрождения, имели
в ту пору такое же значение, как фотографии сегодня: их бережно хранили,
показывали гостям, оставляли на память, дарили друзьям, родным и любимым. Эти
рисунки ценны в наше время прежде всего потому, что предоставляют уникальную
возможность взглянуть на лица людей, живших столетия назад, и увидеть их без
парадного блеска, масок сословной гордости или показного благочестия — словом,
такими, какими они были в действительности. То же качество ценили в рисунке и
современники: их прежде всего интересовал человек, изображённый на портрете. Один из
знаменитых мастеров карандашного портрета Жан Клуэ (около 1475—1540 или 1541)
начиная с Линии Жана
Клуэ скупы и просты. Художник подробно прорабатывал только лицо; головной
убор, причёску, костюм он часто намечал одной — двумя линиями. В этой простоте
заключается особое обаяние портретов Клуэ. Его интересовал лишь сам человек —
его сущность. Жан Клуэ и
его сын Франсуа Клуэ (около 1505—1572), ставший после смерти отца главным
портретистом французского двора, запечатлели практически всех действующих
лиц французской истории XVI в. Удивительные открытия порой поджидают
зрителя, когда он рассматривает изображения людей, чьи имена знакомы ему по
страницам исторических трудов. Вот знаменитые в ту эпоху красавицы — мадам де
Летранж, мадам де Лотрек, герцогиня д'Этамп, фаворитка Генриха II Диана де Пуатье. Но это отнюдь не
утончённые аристократки. На портретах изображены сильные женщины, их округлые
лица выражают не томную мечтательность, а энергию и жажду жизни. Эталоны
красоты XVI и последующих веков очень отличались друг от друга: во времена отца и
сына Клуэ в женщине, как и в мужчине, ценили прежде всего избыток жизненных
сил, здоровый дух, крепкое тело, зрелость и полнокровие. Ренессанс, особенно
во Франции, не был эпохой меланхолии и изнеженности. Суровые условия жизни не
располагали к этому даже при дворе, который постоянно кочевал из замка в замок
и предавался увеселениям, часто грубым и жестоким. В главном из них, охоте,
женщины принимали участие наравне с мужчинами. |