|
Для того
чтобы осуществить эти замыслы, привлекались самые прославленные скульпторы,
архитекторы и живописцы не только Франции, но и Италии: Микеланджело, Бенвенуто
Челлини, Андреа дель Сарто. Наверное, не было в Италии в 30-х гг. XVI в. ни одного значительного мастера, который
не получил бы заманчивых предложений от щедрых на посулы посланцев
французского короля. И если приглашаемый отказывался работать, как, например,
патриотически настроенный Микеланджело, то французы стремились по крайней мере
купить его произведения, закладывая тем самым основу одной из первых и лучших
в мире музейных коллекций. ШКОЛА ФОНТЕНБЛО Создателями
нового направления во французском искусстве стали два итальянских художника: в Украшение
новых зданий стало главным делом крупной мастерской, где работали французские
и итальянские художники, скульпторы, плотники, резчики по дереву, ювелиры и
изготовители гобеленов. Мастерская получила название школы Фонтенбло. В 30-х
гг. XVI в. её возглавлял Россо Фьорентино. Под его руководством была оформлена
галерея Франциска I. Стены в её нижней части обшили искусно отделанными деревянными панелями,
а в верхней — украсили картинами на мифологические и исторические сюжеты,
в которых в аллегорической форме прославлялся король.
Картины обрамлялись рельефами из стука — гирляндами, картушами, фигурами
обнажённых юношей в динамичных позах. В 40-х гг.,
после смерти Россо, мастерской руководил Приматиччо. О стиле школы Фонтенбло
этого периода можно судить по оформлению покоев герцогини д'Этамп, выполненному
Приматиччо. Стены комнат были украшены стуковыми рельефами: обнажённые длинноногие
нимфы, с тонкими талиями и маленькими головками, в свободных позах, грациозно
поддерживали извивающиеся ленты и небольшие овальные панно, над которыми резвились
шаловливые амуры. Живопись служила декоративным дополнением рельефов; основной
её темой были празднества и маскарады, изображённые в античном стиле. Но в
них легко угадывались пышные и красочные увеселения французского двора. Жеманные
нимфы, элегантные Дианы-охотницы, обнажённые и полуобнажённые аллегорические
персонажи и портреты придворных красавиц стали главной продукцией французских
и итальянских художников школы Фонтенбло. Для них характерна такая *Гобелены —
ковры-картины, вытканные из шерсти и шёлка вручную. **Стук
(стукко) — гипс с мраморной крошкой. ***Картуш —
украшения в виде нолуразвёрнутых свитков, на которых помещаются герб или
надпись. ****Панно —
обрамлённые части стены с живописью. *****Нимфы
— в древнегреческой мифологии женские божества природы. ******Диана
— в древнеримской мифологии отождествлялась с древнегреческой богиней охоты
Артемидой. |