|
и
крепостными башнями, а лоджиями, что подчёркивало его новый, ренессансный,
характер. Правда, зодчие, строившие замок, ещё не были искушены в знании
классических норм: формы сооружения далеки от античных канонов, арки большей
частью неправильны, а галереи не имеют внутри сквозного прохода и представляют
собой просто глубокие ниши. В мотивах украшений мирно уживаются итальянские
гирлянды, вазы и обнажённые мальчики-путти с французскими розетками,
плетёнкой и саламандрами (геральдическим символом Франциска I). Их сочетание создаёт причудливо-фантастический
образ. В самом
удивительном замысле французского Возрождения, замке Шенонсо (1512— 1523 гг.),
гармонично сочетаются красота окружающей природы и человеческая фантазия.
Замок был сооружён на искусственном островке посередине Замок
Шенонсо. 1512—1523 гг. *Пилястры —
плоские вертикальные выступы на поверхности стены или колонны. 533 Замок
Шамбор. 1519—1559 гг. Украшение
кровли. Замок Шамбор. 1519—1559 гг. Парадная
лестница. Замок Шамбор. 1519—1559 гг. реки Шер.
Это небольшое здание с четырьмя башенками по углам увенчано лесом высоких
кровель, шпилей, каминных труб; особую живописность ему придают люка'рны — декоративные окна в крыше. Возникает образ
грациозный, прихотливый и, можно сказать, женственный. Не случайно именно этот
замок принадлежал фаворитке короля Генриха II Диане де Пуатье, а затем его законной
супруге Екатерине Медичи. Леонардо да
Винчи, приглашённый ко двору Франциска I, хотя и прожил во Франции очень недолго (он приехал в
конце 1516) г., а умер 2 мая Великолепный
Шамбор стал вершиной и одновременно последним образцом оригинального стиля,
воплощённого в замках Луары. Претерпев эволюцию замысла от охотничьего замка до
парадной резиденции, Шамбор остался почти не тронутым временем памятником
начала блестящего расцвета французского Возрождения. 534 Следующий
этап развития французского искусства во многом связан с инициативой и личным
покровительством Франциска I. В 30-х гг. XVI в. король-меценат решил расстаться с долиной Луары и
перенести место пребывания двора в Париж — историческую столицу Франции.
Задумав вернуть этому городу прежнюю славу политического, культурного и
художественного центра страны, Франциск I с головой ушёл в проект перестройки главного
королевского дворца — Лувра. Тогда же вокруг Парижа возникло целое созвездие
малых резиденций короля и его приближённых. Каждая из них должна была служить
образцом нового вкуса, нового стиля жизни и нового искусства, призванных
поднять престиж Франции в глазах всей Европы. |