|
Делорм
стремился творчески использовать основные принципы искусства Возрождения, он
превыше всего ценил в архитекторе изобретательность — способность находить
необычные решения. Делорм считал, что архитектору следует не только изучать
античные ордеры (см. статью «Искусство Древней Греции»), но и создавать новые.
Мастер предложил свой собственный, «французский», ордер.
Блестящее знание
строительной техники позволяло ему виртуозно решать сложнейшие инженерные
задачи. Например, с помощью изобретённой им технологии сборных деревянных
конструкций Делорму удалось перекрыть широкое пространство Бального зала в
замке Фонтенбло. С этой задачей не справились работавшие здесь до него
французские и итальянские архитекторы. Войны и
позднейшие переделки почти полностью уничтожили все творения мастера. Лишь
отдельные фрагменты сохранились от замка Ане, любимого его детища. Время
пощадило въездные ворота и капеллу, напоминающую своими очертаниями римский
Пантеон. Филибер
Делорм, как и многие другие мастера Возрождения, работал не только как
архитектор и инженер. Он предоставлял свои рисунки для изготовления
деревянных панелей и оконных витражей, для скульптурного оформления стен,
карнизов, оконных рам. Делорм руководил гобеленной мастерской, выполнял и
другие поручения заказчиков. Много времени зодчий посвящал обучению своему
искусст- Филибер
Делорм. Капелла.
Замок Ане. Бальный
зал. Замок Фонтенбло. 40-е гг. XVI в. 538 ву
французских мастеров, а потому в конце жизни начал писать трактат по
архитектуре. Это произведение, к сожалению не законченное, — главное
свидетельство грандиозной деятельности великого мастера. ЖАН ГУЖОН (около
1510 — после 1568) Жизненный
путь Жана Гужона — одного из самых талантливых мастеров французского Ренессанса
— до сих пор окутан тайной. Достоверно не известно, где и когда он родился,
какое образование получил. Вероятно, он бывал в Италии, занимался там
раскопками, изучал древние памятники. Гужон — прежде всего скульптор, но с не
меньшим успехом он участвовал в возведении архитектурных сооружений и часто
рекомендовался заказчикам как зодчий. В
противоположность итальянским художникам, которых вдохновляла идея
возрождения величия Древнего Рима, Гужон сумел почувствовать и воплотить в
своих произведениях истинный дух искусства Древней Греции. Самое
совершенное из его созданий это «Фонтан невинных» (1547—1549 гг.) в Париже,
построенный на месте старого кладбища, посвящённого невинным младенцам,
убитым в Вифлееме по приказу царя Ирода. Гужон работал над ним совместно с
архитектором Пьером Леско (около 1510— 1578). Фонтан украшали рельефы с
изображениями нимф, наяд, тритонов и других мифических существ. Нимфы и наяды
Гужона — словно живое воплощение водной стихии, принимающей в них человеческий
облик. Кажется, что нe прихотливый замысел мастера заставляет струиться складки их лёгких
одеяний, а естественное течение водных потоков, то дробящихся, то сливающихся
воедино. Интуиция художника как будто прозревает сквозь века великие образы
греческой пластики. |