Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Образец каллиграфии. Почерк сульс. Иран. XVII в.

Государственные музеи, Берлин.

ИСЛАМ И АРХИТЕКТУРА

Несмотря на войны и смены власти, арабские города быстро разраста­лись — во многом благодаря мор­ской и караванной торговле, палом­ничеству верующих, миграциям ремесленников и переходящих к оседлости племён. Главное место в застройке городов заняли культовые здания — мечети, архитектура ко­торых формировалась в соответст­вии с их назначением и местными

строительными традициями. Обряды мусульман первоначально не требо­вали сооружения специальных зда­ний для молитвы в соответствии с хадисом: «Земля сотворена для меня как масджид (буквально «место пре­клонения». — Прим. ред.) и место чи­стоты, и где бы ни возникла у чело­века моей уммы (общины. — Прим. ред.) необходимость в молитве, пусть он молится». Арабским отрядам в по­ходах в качестве масджид служила очерченная на песке территория, а киблу (направление к Каабе — глав­ной святыне мусульман) определяли

569

 

 

Соборная мечеть в Кордове. Основана в 785 г., перестраивалась в IX—X вв., с 1236 г.— кафедральный собор.

по тени воткнутого в землю копья. Первые мечети, как утверждал араб­ский историк IX в. аль-Балазури, бы­ли «нарисованными»: они представ­ляли собой очерченный, иногда обведённый рвом квадратный уча­сток земли. Границы такого участка в городе Куфе (Ирак), например, определили по длине полёта стрел, пущенных из одной точки на четы­ре стороны света.

Построенные мечети появились лишь в 665—670 гг. Они представля­ли собой квадратный двор, окружён­ный галереями на столбах или ко­лоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять или более рядов колонн, которые создавали откры­тый во двор молитвенный зал. Так сформировался распространённый в архитектуре арабских стран тип колонной мечети. Особую вырази­тельность  интерьерам  колонных

мечетей придавали ряды арок, на ко­торые опиралась крыша. Зародив­шаяся в колонных мечетях Ирака идея создания пространства из мно­жества одинаковых ячеек, образуе­мых равномерно расставленными аркадами, получила широкое разви­тие во всех арабских странах. Ячей­ки можно было легко добавить или убрать и тем самым при необходи­мости изменить размеры здания.

Со временем мечети стали разли­чаться по своему назначению. Не­большая мечеть, масджид, служила местом индивидуальной молитвы. Джами' (или джума), соборная (или пятничная) мечеть, предназнача­лась для коллективных молений, со­вершаемых всей общиной в пятни­цу в полдень. Главная джами города стала называться Большой мечетью (Джами иль-Кабир). В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть — мусалла', ко­торая представляла собой открытую площадку с единственной стеной на стороне, обращённой к Мекке.

Отличительной чертой любой мечети с конца VII — начала VIII в. стал михра'б — ориентированная на Каабу священная ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или полу­куполом и вставленная в раму. Стрельчатое завершение михраба отмечает важнейшую точку на свя­щенной «оси ислама», благодаря ко­торой, согласно мусульманской тра­диции, осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой, отражающая его духовную связь с Каабой небесной. Святость михраба подчёркивается его убранством и освещением: естественным че­рез окна в куполе перед ним или ис­кусственным — от лампы, свисаю­щей с верхней точки михраба к центру ниши. Его освещение соот­ветствует словам Корана: «Аллах свет небес и земли. Его свет точно ниша; в пей светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева бла­гословенного — маслины... Масло её готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете!


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz