Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

38

 

 

 

шедеврам мирового зодчества. Цен­тральный проход, обрамлённый ко­лоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлты­ми звёздами и парящими священны­ми коршунами.

Из гипостильного зала можно бы­ло пройти в маленькое тёмное святи­лище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многоднев­ного весеннего праздника Амона из­ваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно вы­носилось из святилища для соверше­ния ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

Сохранилось множество прекрас­ных рельефов и росписей, испол­ненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатле­ны самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Таков, на­пример, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н. э.), изображающий толпу плакальщиков.

Аллея сфинксов. XVXIII вв. до н. э. Карнак.

В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Кони, за­пряжённые в колесницы, мчатся га­лопом; от стрел охотников убегают звери; падают поверженные враги. Лодка фараона вторгается в глубь нильских зарослей, отчего гнётся цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями; рыжая кошка успе­вает схватить зубами утку, а лапа­ми — двух иволог. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стре­мление к изысканности. Больше вни­мания уделяется деталям: пышным

Храм Амона. XVXIII вв. до н. э. Карнак.

Гипостильный зал. Фрагменты.

XVXIII вв. до н. э.

Карнак.

39

 

 

 

Храм Амона. XV в. до н. э. Луксор.

Плакальщики. Рельеф из Мемфиса. Середина XIV в. до н. э Государственный музей изобразительных искусств, Москва.

одеждам, сложным причёскам, драго­ценностям. Удлинённые лёгкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены точёные профили. Минда­левидные глаза слегка прикрыты веками, что придаёт взгляду таинствен­ность (рельефы гробницы визира Рамеса, XIV в. до н. э.). Живопись обо­гащается сочетанием розовато-фио­летовых, золотистых, голубых то­нов; условность раскраски исчезает: передаются более близкие к реаль­ным оттенки светлой и тёмной кожи; на женских лицах заметен румянец; сквозь прозрачные одежды просве­чивает тело; часто изображаются нагие молодые служанки, танцовщи­цы, музыкантши.

Высоким вкусом отмечены про­изведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложеч­ки для косметики, зеркала, коро­бочки) обычно украшались изобра­жениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на ар­фе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступили место так называемым уше'бти («ответчикам»). Это статуэт­ки из терракоты (пористой обож­жённой глины), фаянса, камня, дере­ва в форме мумий с открытыми головой и руками. Они изображали тех, кто отбывал за усопшего повин­ность в загробном мире.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz