Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Наряду с плоским, почти не вы­ступающим над поверхностью сте­ны рельефом возник, а позже широ­ко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изо­бражение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.

Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фи­гуры располагались вереницами схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко вы­делялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. Изо­бражались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная лов­ля, процессии носителей даров, по­гребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены.

32

 

 

 

«Владелец» гробницы как бы наблю­дал за всем происходящим.

Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окру­жением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи расположена, со­гласно традиции, близ входа в гроб­ницу; у его ноги стоит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и величест­венно даже в сценах, полных опас­ности и азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробни­ца Ти, XXVIII в. до и. э.).

Окружающий человека мир жи­вых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнооб­разные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения. В символиче­ских атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообра­зы: в урее (эмблеме власти) — встав­шая на хвост египетская кобра, в скарабее (солнечном талисмане) фриканский навозный жук. Эти об­разы навеяны самой природой.

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное госу­дарство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXIXVIII вв. до н. э.) политический центр стра­ны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.

В этот период возросла само­стоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номар­хов), что привело к расцвету мест­ных художественных школ. Присво­ив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти пол­ной независимости, номархи стро­или свои усыпальницы в собствен­ных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с проклад­кой из щебня и песка между стена­ми, они быстро разрушались.

Вырубленные в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около современного селения Бени-Гасан, постепенно превратились в сокро­вищницы произведений искусства. Росписи преобладают здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годил­ся мягкий скальный известняк.

Сбор плодов. Роспись из гробницы номарха Хнумхотепа в Бени-Гасане. XX в. до н. э.

К наиболее известным произведе­ниям этого времени относятся изо­бражения сцен рыбной ловли и охо­ты в нильских зарослях (гробница


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz