Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

33

 

 

Удод. Роспись из гробницы номарха Хнумхотепа в Бени-Гасане. XX в. до н. э.

номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Ди­кая кошка прячется на прогнув­шемся под её тяжестью стебле цве­тущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди них красавец удод, оранжевый, с чёрно-белыми крыльями.

В гробницах обнаружено множе­ство деревянных статуэток, состав­ляющих иногда целые группы, — слуг, пахарей, прачек, пастухов, во­инов, лодочников. Похожие на дет­ские игрушки, они наивны и привле­кательны.

С середины эпохи Среднего цар­ства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это по­требовало большего внимания к воссозданию характерных портрет-

ЗАГАДОЧНЫЙ ЛАБИРИНТ

В Фаюмском оазисе фараон Аменемхет III воздвиг колоссальное (площадью семьдесят две тысячи квадратных метров), окружённое колоннадой здание с множеством помещений — залов, молелен, коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабиринтом (от Лабира — так греки произносили тронное имя фараона Аменемхета). На протяжении веков у многих народов мира это сло­во стало обозначать обширное здание со множеством сложных хо­дов, настолько запутанных, что в них легко заблудиться.

Исполинское сооружение производило ошеломляющее впе­чатление, о чем рассказывали историки Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский. Наружные помещения, «превосходящие дела рук человеческих», как вспоминал Геродот, «мы видели сами, хо­дили по палатам», тогда как о подземных могли судить только по рассказам сторожей: туда посетителей не пускали, так как там по­мешались «гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и гробницы священных крокодилов».

Страбон, посетивший Лабиринт пять веков спустя после Ге­родота, отмечал, что здание имеет чрезвычайно сложную плани­ровку и выйти из него невозможно без помощи проводника. В Лабиринте якобы собирались все жрецы и жрицы Египта для ре­шения важных дел. Диодора Сицилийского Лабиринт восхитил не столько объёмом проделанных работ, сколько «неподражаемым искусством» их выполнения.

Назначение этой прославленной с древних времён построй­ки тем не менее точно не установлено. Исследователи склонны считать её заупокойным храмом Аменемхета III, так как к Лаби­ринту примыкала почти исчезнувшая кирпичная пирамида фара­она и изображавшие его статуи (XIX столетие до н. э.).

Статуя фараона Аменемхета III. XIX в. до н. э. Государственный музей изобразительных искусств, Москва.

34

 

 

 

ных черт, в том числе и возрастных изменений. На изображениях Сенусерта III и Аменемхета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные черты лица, складки на щеках придают им суро­вое, почти скорбное выражение.

При Сенусерте III наступил рас­цвет придворного ювелирного ис­кусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоуголь­ном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустирован­ном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, укра­шенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота,


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz