|
Смысл
таврокатапсии — ритуального боя с быком — можно понять благодаря сохранившимся
фрагментам росписи, изображавшим эту сцену. Любопытно, что с быком борются не
только мужчины, как на корриде в современной Испании, но и женщины. Более
того, богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга.
Она ежегодно приносила его в жертву на подобном празднике, чтобы он, отживший
годичный цикл, мог вновь родиться. Мышление людей доисторической эпохи было
цикличным: всё возвращалось на круги своя благодаря божественным ритуалам. Таврокатапсия
— ритуальный бой с богом-быком. Фреска. Около
Реконструкция. Кносский
дворец. *Зооморфный
— имеющий образ животного. **Для
критского искусства были характерны раскрашенные рельефы — древний вид
скульптуры-живописи, где эти виды искусства ещё слиты воедино. Прототип их
можно видеть в раскрашенных рельефах святилищ Чатал-Гююк в Анатолии (ныне
Южная Турция), которые относятся к VII—VI тысячелетиям до н. э. 90 Фреска с
таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское
искусство. Ему были чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды, самоуглублённость
— всё, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья
(Месопотамии). Для критян был важен момент, верно схваченное действо, трепет
настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил
рогами одну противницу... Пусть громадный — он массивнее всех борцов, вместе
взятых, — бык тем не менее обречён. Он летит в пространстве, отрываясь от
земли, но борцы проворнее, ловчее: они успевают одолеть бога-быка до того, как
им нанесены смертельные рапы. Отличительной
чертой критской живописи является «двойная перспектива». На фреске бык
изображён летящим в некой средней зоне: он не касается земли ногами, а сверху
дальний план будто падает на него. Нет линии горизонта, как будто не существует
и границы между землёй и небом — зритель видит одну опрокинутую землю. Во
фреске «Собиратель шафрана» аналогичная картина: кусты цветов разбросаны
двумя рядами перед и за «собирателем» — синей обезьяной, живописным пятном
выделяющейся на фоне буроватых холмов. Критское
искусство избегает неподвижности, тяжёлых опор, подчёркнуто стабильных
конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов (площадь Кносского дворца
составляет шестнадцать тысяч квадратных метров) и будто бы простую конструкцию
(квадратный блок с двором в центре), они очень сложны. Разнообразные внутренние
помещения соединяются самым причудливым образом, а длинные коридоры внезапно
заводят в тупики. С этажа на этаж ведут лестницы, и посетитель вдруг попадает то
в световой дворик, возникший во тьме дворца, расцвеченный ярко-красными
полосами, то на лоджию, то в большой парадный зал для пиров. Неожиданно он мог
оказаться и в ванной
комнате, помещённой в восточной части Кносского дворца. Ванна, сделанная из
обожжённой глины и похожая формой на современную, не соединялась с канализационными
трубами, которые шли по ступеням дворца снаружи, «сами по себе». Вероятно, они
воспроизводили образ водного мира. Сам путь посетителя по дворцу — с его
контрастами света и тьмы, замкнутости и открытости, сумрака и звучных, сочных
красок, постепенных подъёмов и спусков — напоминал плавание на корабле.
Человека как будто раскачивало из стороны в сторону, не было устойчивости. И
вместе с тем в этом чувствовалась настоящая жизнь с её безостановочным
движением. |