Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Гробница Флабеллиев. VI в. до н. э. Популония. Италия.

Интерьер этрусской гробницы с саркофагами в Цере.

VI в. до н. э.

Этрусские гробницы. Реконструкция.

140

 

 

 

скамейки неподвижны. Они высе­чены из камня. Над ними по стенам «развешаны» круглые щиты — мета­форическое воплощение вечности. Плоский потолок тоже сделан, как в жилом доме. По форме и устрой­ству комнат можно изучать несохранившуюся архитектуру жилищ этрусков.

В ранних гробницах VII в. до н. э. вместе с телами усопших помещали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия, прекрасные ча­ши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы. В числе непре­менных даров было зеркало. Знаме­нитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны отполированы до блеска, а с другой украшены вели­колепной гравировкой. Темы изо­бражений всегда мифологические, тайно намекающие на судьбу покой­ного. Всё благодетельное, что совер­шается на изображениях, подаёт ему надежду на возрождение.

Одно из самых знаменитых зер­кал — а их известны тысячи — пред­ставляет прославленного прорицате­ля Калханта: его имя начертано перед фигурой. Калхант занимается гаруспицией: он гадает по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец пристально всматривается в её форму. По краю зеркала идёт ветвь цветущего плюща, а за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрас­ный точный рисунок пронизан внут­ренней динамикой. В склонённой фигуре, повторяющей скруглённую форму зеркала, как в сжатой пружи­не, заключена скрытая энергия. В древности люди полагали, что такие гадания могут показать им будущее.

Но где же те, для кого предназ­начены дары? В гробницах их ос­танки находят не всегда. Стоят вещи, готово ложе, устроен дом, но нет хо­зяина. Эту загадку пытались объяс­нять по-разному. Очевидно, тела покойников не обращались в прах, а просто отсутствовали. Гробницы могли быть символическими — кенотафами (от греч. «кенотафион» — «пустая гробница»). Возмож­но, некоторых людей хоронили в другом месте или иным образом от­правляли в потусторонний мир. Гробница оставалась памятником. Однако чаще «хозяева» в гробни­цах всё-таки присутствуют. Иногда их представляют большие террако­товые саркофаги, подобные знаме­нитому Саркофа1у супругов из Цере (VI в. до н. э.). Этот памятник изобра­жает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными локонами волос, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими улыб­ками» (см. статью «Искусство Древ­ней Эллады»). Одной рукой мужчи­на обнимает прислонившуюся к нему жену. Они оживлённо беседу­ют, устремив взоры на невидимого зрителя. Такие саркофаги, возможно, служили хранилищем для пепла.

Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Национальная библиотека. Париж.

*Гару'спики — в Этрурии и Древнем Риме жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных; толковали различные явления природы (гром, молнию и др.).

141

 

 

 

Саркофаг супругов из Цере. VI в. до н. э. Лувр, Париж.

Канопа из Сартеано. VI в. до н. э. Археологический музей, Флоренция.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz