|
Гробница
Флабеллиев. VI в. до н. э. Популония. Италия. Интерьер
этрусской гробницы с саркофагами в Цере. VI в. до н. э. Этрусские
гробницы. Реконструкция. 140 скамейки
неподвижны. Они высечены из камня. Над ними по стенам «развешаны» круглые щиты
— метафорическое воплощение вечности. Плоский потолок тоже сделан, как в жилом
доме. По форме и устройству комнат можно изучать несохранившуюся архитектуру
жилищ этрусков. В ранних
гробницах VII в. до н. э. вместе с телами усопших помещали богатые погребальные дары:
золотые ювелирные изделия, прекрасные чаши и блюда из серебра, бронзовые
треножники и котлы. В числе непременных даров было зеркало. Знаменитые
этрусские зеркала из бронзы с одной стороны отполированы до блеска, а с другой
украшены великолепной гравировкой. Темы изображений всегда мифологические,
тайно намекающие на судьбу покойного. Всё благодетельное, что совершается на
изображениях, подаёт ему надежду на возрождение. Одно из
самых знаменитых зеркал — а их известны тысячи — представляет прославленного
прорицателя Калханта: его имя начертано перед фигурой. Калхант занимается
гаруспицией: он гадает по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке,
бородатый и крылатый провидец пристально всматривается в её форму. По краю
зеркала идёт ветвь цветущего плюща, а за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный
точный рисунок пронизан внутренней динамикой. В склонённой фигуре, повторяющей
скруглённую форму зеркала, как в сжатой пружине, заключена скрытая энергия. В
древности люди полагали, что такие гадания могут показать им будущее. Но где же
те, для кого предназначены дары? В гробницах их останки находят не всегда.
Стоят вещи, готово ложе, устроен дом, но нет хозяина. Эту загадку пытались
объяснять по-разному. Очевидно, тела покойников не обращались в прах, а просто
отсутствовали. Гробницы могли быть символическими — кенотафами (от
греч. «кенотафион» — «пустая гробница»).
Возможно, некоторых людей хоронили в другом месте или иным образом отправляли
в потусторонний мир. Гробница оставалась памятником. Однако чаще «хозяева» в
гробницах всё-таки присутствуют. Иногда их представляют большие терракотовые
саркофаги, подобные знаменитому Саркофа1у супругов из Цере (VI в. до н. э.). Этот памятник изображает
возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными локонами волос, широко
раскрытыми глазами и радостными «архаическими улыбками» (см. статью «Искусство
Древней Эллады»). Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену.
Они оживлённо беседуют, устремив взоры на невидимого зрителя. Такие саркофаги,
возможно, служили хранилищем для пепла. Этрусское
зеркало. IV в. до н. э. Национальная
библиотека. Париж. *Гару'спики
— в Этрурии и Древнем Риме жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных
животных; толковали различные явления природы (гром, молнию и др.). 141 Саркофаг
супругов из Цере. VI в. до н. э. Лувр, Париж. Канопа
из Сартеано. VI в. до н. э. Археологический
музей, Флоренция. |