Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Замечательны помпейские до­ма — «домусы». Это были прямо­угольные сооружения, которые тя­нулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми сте­нами. Главным помещением был атриум (or лат. atrium — «закоп­чённый», «чёрный», т. е. помещение, почерневшее от копоти), который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму — «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой роди­ны. Открывалась она лишь один раз в году — в день Подземной богини гаи не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме

часто было отверстие в центре кры­ши — комплю'вий. Под ним находил­ся бассейн для сбора воды, родствен­ный мундусу, — имплю'вий. В целом атриум выполнял функцию «мирово­го столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подзем­ным миром. Не случайно в атриуме

стояли все самые важные вещи: тяже­лый сундук с семейными ценностя­ми, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок пред­ков и изображений добрых духов-по­кровителей — ларов и пенатов.

Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина. Ранние дома (II — конец I в. до н. э.) распи­сывали в так называемом первом помпейском стиле. Стены домов бы­ли расчерчены геометрическим орна­ментом, который напоминал обклад­ку стен полудрагоценными камнями. Затем этот «инкрустационный» стиль сменился «архитектурным», или вто­рым помпейским. Он был в моде в те­чение I в. до н. э. Мастера второ­го помпейского стиля превращали интерьер в подобие городского пей­зажа. Во всю высоту стен шли изобра­жения колоннад, всевозможных пор­тиков, фасадов зданий.

 

Настенная роспись из Виллы Мистерий. I в. до н. э.

Помпеи.

*Лары, по представлениям древних римлян, — домашние духи, которые оберегали дом, семью, общи­ну, город и земли.

Пенаты — божества-хра­нители у древних римлян. Домашние пенаты охраняли дом, семью и были символа­ми домашнего очага.

151

 

 

 

В росписях появились и фигуры людей. В помпейской Вилле Мисте­рий, названной так по изображениям одном её помещении загадоч­ной сцепы, имеется прекрасный пример подобной росписи. Ритуаль­ная комната буквально насыщена «огнём»: на красных стенах в нату­ральный рост представлены фигуры участников дионисийского таинст­ва. Архитектурные членения помо­гают упорядочить очень сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (они изображены на центральной стене сидящими). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие вполне реаль­ные люди. Начало и конец компози­ции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обращаясь в глубь ком­наты, другая задумчиво, с иронией наблюдает за происходящим. Воз­можно, весь мистериальный эффект был рассчитан на хозяйку дома — новобрачную, поскольку у обеих фигур (одна и та же женщина в двух ипостасях) на пальце изображено обручальное кольцо.

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый пле­мянник Цезаря Октавиан, прозван­ный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей ги­бели. Когда же Октавиана провозгла­сили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хо­тя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, кото­рые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев — Клавдиев и Флавиев.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz