Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Смягчение достоверности в порт­рете наметилось ко второй полови­не I в. до н. э. Портрет Юлия Цеза­ря из того же Музея Торлония уже совсем иной. Он более обобщённый и выразительный. В нём появляется движение души: Цезарь смотрит во­просительно, с тайным укором. Впрочем, это произведение по­смертное. Цезарь был убит 15 мар­та 44 г. до н. э.

Республиканская архитектура представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм — моно'птер —

Храм Геркулеса. II в. до н. э. Бычий форум. Рим.

Статуя римлянина. Фрагмент. I в. до н. э Ватиканский музей, Рим.

*Древнегреческий исто­рик Полибий (II в. до н. э.) описывал похоронные обря­ды римлян, в которых фигу­рировали родственники по­койного в масках. Они разыгрывали действо принятия умершего в потусторонний мир.

148

 

Табуларий на Форуме Романум. Перестроен в позднейшие эпохи.

состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход к храму был по этрусскому обычаю только с одной, торцевой, стороны. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи, под Римом, окружён ко­ринфскими колоннами. Фриз укра­шен рельефами с изображением традиционного римского мотива — бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах от­личался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили прису­щую им в Греции пластичность. Прямоугольные римские храмы так­же отличались от ордерных грече­ских, как показывает хорошо сохра­нившийся храм Фортуны Вирилис

149

 

 

на Бычьем форуме в Риме. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершают­ся капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негрече­ский», без скульптур внутри его тим­пана и с богатыми, строго вычер­ченными профилями.

Великолепны римские мосты II— I вв. до н. э. Так, мост Мульвия поми­мо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью об­раза. Мост зрительно как бы опира­ется на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегче-

Гарский мост (римский акведук для водоснабжения в Ниме). I в. до н. э. — I в. н. э. Франция.

*Тимпан — поле фронто­на, обрамлённое карнизом.

150

 

 

ния веса прорезаны высокими и уз­кими проёмами. На арках сверху ле­жит карниз, придающий мосту осо­бую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерыв­но идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.

Рим сильно застраивался в Сред­невековье и Новое время, и поэтому его древний облик скрыт под тол­щей наслоений. Частично внешний вид римского города можно пред­ставить на примере Помпей — ита­лийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии по­гиб в 79 г. н. э. в результате изверже­ния вулкана Везувий. Погребённый под пеплом город случайно обнару­жили при строительстве водопрово­да в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки.

Город имел регулярную плани­ровку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых бы­ли устроены лавки-таберны. Об­ширный форум был обнесён пре­красной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углуб­лении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих (население Помпей со­ставляло не более десяти тысяч че­ловек). В городе было два театра.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz