Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

После кратковременной рестав­рации византийского господства Ани в 1065 г. был завоёван новыми врагами — турками-сельджуками. И хотя государство Сельджукский сул­танат вскоре распалось, в армянское зодчество XII—XIV столетий вторг­лись декоративные и архитектур­ные мотивы ислама: звёздчатый орнамент, так называемая «сельд­жукская цепь», стрельчатые арки, вычурные сталактитовые своды. Од­нако мусульманские мотивы не ис­казили, а, наоборот, обогатили об­лик армянских построек. Тогда были созданы или дополнены такие замечательные ансамбли, как мо­настыри Гегард, Нор-Гетик, Санаин. Армянская архитектура разработа­ла оригинальные типы зданий — караван-сараи (своеобразные гости­ницы), книгохранилища, монастыр­ские трапезные (помещения для совместных обедов). Строительное искусство армянских зодчих про­славилось не только в византий­ском, но и в западном мире.

ГРУЗИЯ

Грузия, соседствующая с Арменией, по преданию, получила христиан­скую веру из рук Святой Нины, каппадокийской проповедницы, в нача­ле IV столетия. Тогда же появились первые христианские храмы, очень небольшие по площади и простые

Собор Звартноц. VII в.

Реконструкция.

Армения.

216

 

 

по конструкции. Однако обстанов­ка была не очень благоприятна для монументальных форм: власть над Грузией оспаривали друг у друга Византия и Персия. В VI в. Восточ­ную Грузию покорили персы, и пра­вителем её стал персидский наместник-марзпан.

Мощным толчком для развития грузинского зодчества стало образо­ванное в 70-е гг. VI в. самостоятель­ное государство. Грузинская архитек­тура VIVII вв. была очень близка к архитектуре Армении с её централь­но-купольными четырёх- и восьмилепестковыми храмами. К такому типу принадлежит прославленный Джвари в древней столице Грузии Мцхете (586 или 587-604 гг.). Со­гласно легенде, этот храм был воз­двигнут над источавшим благовон­ное масло (миро) пнём того кедра, под которым молилась просвети­тельница Грузии Святая Нина. Сход­ство раннегрузинских и армянских построек вполне понятно, посколь­ку до конца VI столетия в Восточной Грузии преобладало монофизитство и контакты с армянскими единовер­цами представлялись более важны­ми, чем связи с Византийской Цер­ковью. Но в дальнейшем Грузия стала союзницей Византии и в отличие от Армении воссоединилась со Все­ленской Церковью.

С середины VII в. Грузия оказа­лась под тяжким гнётом Арабского халифата. Из-за бесконечных по­боров арабов и карательных экспе­диций строительство в центре стра­ны прекратилось; художественная жизнь теплилась в основном на ок­раинах — в Кахетии, Тао, Кларджети, Абхазии. Масштабы и качество периферийных построек не могли сравниться с предшествующими, тем не менее это обеспечило непре­рывность строительной традиции и подготовило расцвет грузинского зодчества X—XIII вв.

В IX в. на территории Грузии об­разовались независимые царства, к следующему столетию достигшие политической и экономической стабильности. Архитектура отклик­нулась на это появлением больших

торжественных крестово-купольных храмов. Выдающимся приме­ром такой постройки был собор Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), построенный зодчим Арсукиедзе. Конструктивно он не был чем-то неизвестным для Византии: четыре мощных устоя несли купол, завершённый обычным для архи­тектуры Закавказья коническим по­крытием. По центральный объём был расширен к западу, поскольку храм был местом служения пат­риарха Грузинской независимой Церкви и на богослужения стека­лись массы народа. Таким образом, здание как бы состояло из двух по­ловин, причём каждая из них по размеру могла бы быть самостоя­тельным храмом. Грузинские зодчие полюбили монументальные формы, ступенчато нарастающие к центру объёмы. Храмы этого времени, сдержанно украшенные орнамен­том и скульптурой, выглядят такими же незыблемыми и вечными, как ок­ружающие их горы. Таковы, напри­мер, постройки монастыря в Гелати, заложенного объединителем Гру­зии Давидом Строителем в начале XII столетия.

Монастыри в Грузии, так же как и в Армении, а отчасти и в Визан­тии, выполняли очень важную куль­турную роль: в периоды иноземно­го и иноверного господства они служили очагами религии и искус­ства. В Гелати в XII в. существовала академия, устроенная по образцу

Церковь Иоанна Крестителя. VI в. Мцхета. Грузия.

217

 

 

 

Храмы Джвари (VI в.) и Светицховели (XI в.). Мцхета. Грузия.

Монастырь в Гелати. XII в. Грузия.

Архангел Михаил. Мозаика. XII в. Храм в Гелати. Грузия.

 

Мануил Евгеник.

Мученик Самон. Фреска. XIV в. Церковь Спаса. Цаленджиха.  Грузия.

218

 

 

 

константинопольского универси­тета; на грузинский язык переводи­лись сочинения греческих филосо­фов и даже древнегреческие мифы и поэмы Гомера. Неудивительно, что мозаика, украшающая апсиду собора в Гелати, также имеет нема­ло общего со столичным византий­ским искусством. Историки предпо­лагают, что эта мозаика — работа византийских живописцев. Фрески в западной части храма, значитель­но более скованные и как бы за­стывшие, принадлежат местным ма­стерам, а может, и монастырским художникам.

В 40-е гг. XIII в. Грузию завоева­ли монголы. Однако уровень худо­жественной культуры, достигнутый к тому времени, позволил грузинскому искусству сохраниться и продолжить развитие по однажды из­бранному пути. В монументальной живописи XIV столетия заметны родство с константинопольской школой, воздействие «палеологовского ренессанса». В конце столетия мастер из Константинополя Кир Мануил Евгеник по заказу гру­зинского правителя Вамека Дадиани расписал храм в Цаленджихе, продемонстрировав виртуозное мастерство и дав образец для под­ражания будущим грузинским ху­дожникам. Некоторые местные живописцы тем не менее ориенти­ровались не на изыски столичного мастера, а на грузинские росписи X—XI вв. и даже на более ранние об­разцы. Таким образом они стара­лись сохранить собственную право­славную традицию.

Тысячелетняя судьба самой Византийской империи (VXV вв.) и боль­шинства связанных с ней стран оказалась печальна. Однако в годы расцве­та в Византийском регионе успел сложиться особый мир (куда входила и Русь), называемый в научной литературе византийским кругом. В этом на­звании можно видеть не просто определение некоей общности. Крут по­нимался византийскими мыслителями как совершенная Божественная форма, идеал гармонии, символ единства всего мироздания. Круг бесконе­чен и потому является символом вечности. Великие достижения византий­ской культуры, в которой немеркнущие отблески античности соединились с высочайшими порывами духа, навечно вошли в историю всего челове­чества, составив его драгоценное богатство.

 

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz