Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Подобно тому как при «умной мо­литве» взор верующего обращается внутрь, в его душу, так внимание жи-

206

 

 

 

вописцев сосредоточилось на значе­нии, сути христианского учения.

Главное место в системе роспи­сей, в верхней части алтарной апси­ды напротив входа (конхе), занима­ет сцена Сошествия Христа во ад. Сын Божий, претерпевший муче­ния и смерть на кресте, победил си­лы ада. Связаны бесы, сломаны ад­ские врата, разбросаны ключи и запоры. Христос в белых одеждах стремительным движением подни­мает из гробов Адама и Еву, чей пер­вородный грех Он искупил своей кровью; по обе стороны теснятся праведники, готовые к восшествию в рай. Светлые одежды Христа и бе­лый с золотыми звёздами ореол его Божественной славы создают физи­ческое ощущение света, исходяще­го от Христа. Свет источает и лик, и это особенно поражает именно на фреске, которой не присуща светоносность мозаики. Художник до­бился этого, сильно высветлив лицо Христа. Лоб, щёки и нос прописаны тонким слоем белил, поэтому по контрасту с тёмными волосами и бородой лик кажется светящимся, поистине светоносным.

Высокая одухотворённость Палеологовской эпохи сказалась и в прикладном искусстве, где получило особое развитие художественное шитьё. Оно существовало в Византии и раньше, но занимало подчинённое место по сравнению с ювелирным искусством. Когда иссякло золото в императорской казне и кошельках знатных вельмож, мастерам переста­ли заказывать ценные вещи, и они разучились делать красивые эмали, мозаичные иконы, ажурные укра­шения. К тому же византийцы нача­ли утрачивать вкус к вызывающей роскоши: ведь многие бережно хра­нимые реликвии перешли в руки крестоносных рыцарей, уплыли в другие страны... Прежняя роскошь была уже невозможна. Своеобраз­ным воспоминанием о золотых предметах стало золотое шитьё.

В отличие от более раннего ши­тья оно стало сюжетным. Те же сце­ны, которые возникали под кистью живописцев на иконах и в храмах,

начали вышивать цветными шелко­выми нитями на тканях. А чтобы сделать шитьё дорогим и наряд­ным, уподобить его светоносной мозаике или блеску золотых сосудов, стали пользоваться ещё золотыми и серебряными нитями. Тяжёлые и хрупкие, эти нити не могли проши­вать ткань насквозь: они клались «вприкреп», т. е. располагались на ос­нове и пришивались к ней изящны­ми стежками шёлка. Стежки-прикрепы можно было разнообразить, располагая их то лесенкой, то ёлоч­кой, то другими узорами; благодаря таким ухищрениям вышивка обрета­ла роскошный, драгоценный вид.

Вышивки предназначались не для константинопольских модниц, а для облачений священнослужителей и для церковных тканей. Вышивали покровцы, которыми накрывали со­суды для причастия, алтарные завесы, плащаницы — большие куски ткани, используемые во время богослуже­ния. Рисунок обычно наносили про­фессиональные иконописцы, что оп­ределило общность принципов византийской живописи и шитья. Затем над вышивкой трудились женщины. Придворные дамы и мо­нахини склонялись над дорогой красной тканью, устилая её сотнями


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz