|
Император
Иоанн Палеолог и императрица Анна. Фрагмент саккоса (одеяния)
митрополита Фотия. Конец
XIVначало XV
в. 207 разноцветных
нитей. Постепенно основа скрывалась под бесчисленными стежками, и материя
преображалась, превращаясь в икону. Распространился обычай подвешивать к
иконам вышитые пелены, на которых повторялся сюжет иконы. Таким образом, шитьё
стало своеобразной «живописью иглой», и это позволило ему выражать самые
высокие чувства. Вышивали даже портреты: на большом саккосе (облачении) митрополита
Фотия, приехавшего в Москву из Византии в В искусстве
эпохи Палеологов появляется особый тип портрета, где заказчик изображается
молящимся, просящим милости у Бога. Если императоры Македонской и Комниновской
династий обычно торжественно предстояли не столько Христу или Богоматери,
сколько зрителю (они изображались фронтально), то изображённый уже при
Палеологах в мозаике церкви Хора Исаак Комнин показан повернувшимся к Христу с
просительно протянутыми руками. Его маленькая фигурка выглядит жалкой и
затерянной, голова в царском венце не достигает и пояса Богоматери. Идея
слабости человека по сравнению с небесными силами, даже если этот человек — глава
целой империи, передана здесь исключительно наглядно. Столь же одинок и
беззащитен и правитель Мореи Димитрий Палеолог, велевший изобразить себя на
иллюстрации к Евангелию. Коленопреклонённая фигура в тёмном одеянии затеряна
на плоскости листа; Димитрий обращён к зрителю в профиль, в мольбе он
простирает руки перед собой. Но в отличие от мозаики церкви Хора на миниатюре
нет изображения Христа: Димитрий обращается в пустоту, зовёт и не получает
ответа. Не так ли обращался он за небесной защитой, когда турки захватили
гордый Константинополь, когда турецкий султан потребовал в свой гарем
прекрасную Елену, дочь Димитрия, когда, наконец, последние независимые области
империи склонили голову под турецкое ярмо? Блестящий
расцвет искусства эпохи Палеологов длился около полутора столетий. Учёные
спорят о том, смог бы «палеологовский ренессанс» перерасти в настоящее
Возрождение, подобное итальянскому, или эпоха Средневековья в Византии ещё не
собиралась уступать своих позиций Новому времени. Однако воинственные турки-османы
не дали истории достаточного срока, чтобы разрешить этот вопрос... Султан
Мехмет II вёл умную и коварную политику, изолируя Византию от возможных
союзников. Две турецкие крепости встали по обе стороны Босфора, заблокировав
Константинополь с моря. Под знамёна султана собралось двухсоттысячное войско,
вооружённое лучшей в мире артиллерией. Турецкое войско осадило столицу империи
в Димитрий
Палеолог. Миниатюра. Рукописное Евангелие. Середина XV
в. 208 Заставка
в византийском рукописном Евангелии. XIV в. Государственный
Исторический музей, Москва. вам
очевидца, «мужественно и благородно делали то, что выше сил человеческих». И
в самом падении ещё раз явила Византия своё величие, свою истинно эллинскую
гордость. Турки разграбили Константинополь, перебили или увели в плен его
жителей. Мехмет II въехал на белом коне в храм Святой Софии. Византийское искусство,
называемое учёными уже поствизантийским, т. е. послевизантийским, сохранялось
с тех пор не в Константинополе, а в монастырях Афона и на острове Крит. Однако
жизнь византийского искусства оказалась длительнее, чем жизнь Византийской
империи. Многие греки перебрались в Италию и на Русь, где обогатили местную
культуру своими традициями. Даже сами завоеватели вдохновились достижениями
побеждённого народа, хотя и принадлежали к иной вере — исламу. Они
использовали древние византийские храмы как мечети, а множество построенных
самими турками константинопольских мечетей подражает великому и непревзойдённому
храму Святой Софии. Вокруг этого собора выросли четыре башни-минарета, с высоты
которых мусульман созывали на молитву. Турки, захватившие Константинополь,
переименовали его в Стамбул; само это слово («Истампол») происходит от
греческого «полис» — «город». |