Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Тома де Томон полностью пре­образовал весь участок стрелки Ва­сильевского острова. Перед Биржей разбита полукруглая площадь, граница которой проходит по восточ­ной оконечности острова. Площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и огромными ка­менными шарами, застывшими у самой воды. Композицию заверша­ют две кирпично-красные колонны, расположенные между дугой пара­пета и фасадом Биржи. Стволы колонн украшены скульптурными изображениями носовых частей ко­раблей — рострами. У подножия сидят невозмутимые и мудрые бо­ги рек — Волги, Днепра, Невы и Волхова. Вся скульптура выполнена из камня и подчинена общему за­мыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и рат­ных делах. Колонны, первоначально выполнявшие роль маяков (на их вершинах в треножниках зажигали огонь, указывая путь кораблям), связывают здание и площадь в еди­ный ансамбль.

Здание Биржи — самая значи­тельная постройка Тома де Томона в России и первое сооружение в стиле ампир в Петербурге.

Жан Франсуа Тома де Томон. Биржа в Санкт-Петербурге. 1805—1810 гг.

Рисунок Тома де Томона.

267

 

 

АНДРЕЙ ВОРОНИХИН

(1759—1814)

Андрей Никифорович Воронихин был крепостным графа Александ­ра Сергеевича Строганова (1733— 1811) — президента Академии художеств, известного мецената (покровителя искусств), коллекцио­нера и богатейшего человека своего времени. Воронихин родился в уральском селе. Он рано проявил художественные способности, и его отправили в Москву, а затем в Пе­тербург: граф приставил его к сво­ему сыну Павлу в качестве слуги и компаньона. Будущий архитектор получил образование, традицион­ное для дворянских детей, а в 1786 г. — вольную. Вместе с Павлом Строгановым он совершил путеше­ствие по Германии, Швейцарии, не­которое время жил во Франции, где изучал архитектуру. Вернувшись в Россию, Воронихин работал в до­ме своего бывшего хозяина, теперь ставшего покровителем.

В 1799 г. по указу Павла I был проведён конкурс на проект нового храма на Невском проспекте в Пе­тербурге вместо старой церкви Рож­дества Богородицы, построенной в 30-е гг. XV1I1 в. Императору хотелось видеть здесь храм, напоминающий римский собор Святого Петра. Столь большое внимание к этой церкви было связано с тем, что в ней храни­лась особо почитаемая Казанская икона Божьей Матери. В конкурсе приняло участие немало видных русских и иностранных архитекто­ров, но Павел I отдал предпочтение работе Воронихина, которого под­держивал граф Строганов.

Строительство Казанского собо­ра началось в 1801 г. Собор вытянут параллельно Невскому проспекту и образует в плане латинский крест (крест с удлинённым нижним кон­цом, соответствующим западной части храма). Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним площадь и окружив её колоннадами наподобие римских. Монументальные колонны из из­вестняка стоят перед входом в со­бор, выполненным в виде шестиколонного портика с огромным треугольным фронтоном. Над пор­тиком возвышается грандиозный купол. В конструкциях купольного перекрытия Воронихин впервые в России использовал чугун и железо. Интерьер храма оформлен колонна­ми, высеченными из монолитных блоков розового гранита.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz