|
Уильям Блейк. Дитя-радость. Иллюстрация
к сборнику «Песни неведения». 248 Уильям Блейк. Сон Иакова.
1800—1805 гг. Британский музей, Лондон. Уильям Блейк. Жалость. Около 1795 гг. Галерея Тейт, Лондон. Блейк чутко реагировал на
социальную несправедливость. Он считал, что технический прогресс только
ухудшит положение рабочих, и боролся против распространения машин на
фабриках. «Лучше предупреждать нищету, — говорил он, — чем спасать от неё.
Лучше предупреждать заблуждения, чем прощать преступления». Блейк никогда не работал маслом,
несмотря на популярность этой техники в XIX в.,
предпочитая темперу и акварель. Он писал картины на сюжеты из Библии (например,
«Сон Иакова», 1800—1805 гг.), из сочинений английских поэтов Уильяма Шекспира и
Джона Мильтона, выбирая нетрадиционные для изображения эпизоды и образы.
Картина «Жалость» (около И жалость, будто голенький младенец, Влекомый вихрем, или херувим На скакунах невидимых воздушных... В конце жизни Блейк получил от
своего друга художника-акварелиста Джона Линнела заказ на иллюстрации к
библейской Книге Иова, а также к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Каждый абзац библейского
текста художник превратил в самостоятельную графическую композицию. На листе
«Тогда Господь отвечал Иову из бури» ( Уильям Блейк. Тогда Господь отвечал Иову
из бури. Иллюстрация к Книге Иова. *Книга Иова — часть Ветхого
Завета, содержащая рассказы о болезнях и горестях благочестивого страдальца
Иова, который, принимая все жизненные трудности и беды, продолжал верить в
Божественную силу и справедливость. 249 Уильям Блейк. Паоло и Франческа (Вихрь
влюблённых). Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Фрагмент
1824—1827 гг. Гравюра. иллюстрация в прямоугольной
рамке: в небесах является фигура Бога (изображение напоминает Бога-Творца
Микеланджело в росписях свода Сикстинской капеллы ). Вокруг располагаются
орнаментальные мотивы с включённым в них текстом. Для оформления «Божественной
комедии» Блейк сделал более ста акварельных рисунков и несколько пробных
гравюр. Художник не признавал работы с натуры, предпочитая ей безграничные
возможности фантазии и творческого воображения. В его иллюстрациях всё
движется и меняется, люди бесплотны и похожи на тени, пространство
скручивается в воронку, взмывает волной и низвергается потоком, как например,
на гравюре «Паоло и Франческа» («Вихрь влюблённых», 1824—1827 гг.). Блейк умер в полной нищете и
был похоронен в общей могиле. Открытие его творчества произошло в середине XIX в., а
в XX столетии пришло всеобщее признание. В Вестминстерском аббатстве в
Лондоне — усыпальнице английских королей, государственных деятелей и знаменитых
людей — рядом с памятниками известным поэтам Англии был установлен бюст
Уильяма Блейка. Стиль Блейка для европейского
искусства XIX в. уникален. Он сочетает архаичные черты, свидетельствующие об
отсутствии у художника специального образования, с творческой фантазией,
композиционной изобретательностью и явным стремлением к обобщённым символическим
образам. «Моё сердце полно будущего», — говорил он, предчувствуя, что его
жизнь продолжится в стихах, рисунках и гравюрах. |