Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Уильям Блейк.

Дитя-радость. Иллюстрация к сборнику «Песни неведения». 1789 г. Гравюра.

248

 

 

 

Уильям Блейк. Сон Иакова. 1800—1805 гг.

Британский музей, Лондон.

Уильям Блейк.

Жалость. Около 1795 гг.

Галерея Тейт, Лондон.

Блейк чутко реагировал на социаль­ную несправедливость. Он считал, что технический прогресс только ухудшит положение рабочих, и бо­ролся против распространения ма­шин на фабриках. «Лучше предупре­ждать нищету, — говорил он, — чем спасать от неё. Лучше предупре­ждать заблуждения, чем прощать преступления».

Блейк никогда не работал мас­лом, несмотря на популярность этой техники в XIX в., предпочитая темперу и акварель. Он писал кар­тины на сюжеты из Библии (напри­мер, «Сон Иакова», 1800—1805 гг.), из сочинений английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Миль­тона, выбирая нетрадиционные для изображения эпизоды и образы. Картина «Жалость» (около 1795 г.), созданная по мотивам шекспиров­ского «Макбета», — наглядная иллю­страция слов пьесы:

И жалость, будто голенький

младенец,

Влекомый вихрем, или херувим

На скакунах невидимых

воздушных...

В конце жизни Блейк получил от своего друга художника-акварелиста Джона Линнела заказ на иллюст­рации к библейской Книге Иова, а также к «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Каждый абзац библейского текста художник превратил в самостоятель­ную графическую композицию. На листе «Тогда Господь отвечал Иову из бури» (1821 г.) в центре помещена

Уильям Блейк.

Тогда Господь отвечал Иову из бури. Иллюстрация к Книге Иова. 1821 г.

*Книга Иова — часть Вет­хого Завета, содержащая рас­сказы о болезнях и горестях благочестивого страдальца Иова, который, принимая все жизненные трудности и беды, продолжал верить в Божественную силу и справедливость.

249

 

 

 

Уильям Блейк.

Паоло и Франческа (Вихрь влюблённых). Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Фрагмент 1824—1827 гг. Гравюра.

иллюстрация в прямоугольной рам­ке: в небесах является фигура Бога (изображение напоминает Бога-Творца Микеланджело в росписях свода Сикстинской капеллы ). Вокруг располагаются орнаментальные мо­тивы с включённым в них текстом.

Для оформления «Божественной комедии» Блейк сделал более ста акварельных рисунков и несколько пробных гравюр. Художник не признавал работы с натуры, пред­почитая ей безграничные возмож­ности фантазии и творческого вооб­ражения. В его иллюстрациях всё движется и меняется, люди бесплот­ны и похожи на тени, пространство скручивается в воронку, взмывает волной и низвергается потоком, как например, на гравюре «Паоло и Франческа» («Вихрь влюблённых», 1824—1827 гг.).

Блейк умер в полной нищете и был похоронен в общей могиле. От­крытие его творчества произошло в середине XIX в., а в XX столетии при­шло всеобщее признание. В Вест­минстерском аббатстве в Лондоне — усыпальнице английских королей, государственных деятелей и знаме­нитых людей — рядом с памятника­ми известным поэтам Англии был установлен бюст Уильяма Блейка.

Стиль Блейка для европейского искусства XIX в. уникален. Он соче­тает архаичные черты, свидетельст­вующие об отсутствии у художника специального образования, с творче­ской фантазией, композиционной изобретательностью и явным стрем­лением к обобщённым символиче­ским образам. «Моё сердце полно бу­дущего», — говорил он, предчувствуя, что его жизнь продолжится в стихах, рисунках и гравюрах.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz