ОГЮСТ РОДЕН
(1840—1917)
XX в. открылся Всемирной промышленной выставкой. В 1900 г. в Париже мир
демонстрировал свои научные, технические и индустриальные достижения, а также
успехи в области искусства. У моста
305
Альма в
отдельном павильоне были представлены работы Огюста Родена, самого известного
французского скульптора. Ему было шестьдесят лет, сорок пять из них он отдал
скульптуре. Этой выставкой, состоявшей из ста шестидесяти восьми работ —
законченных произведений и эскизов, — Роден подводил итог своей творческой
деятельности.
Огюст Роден
родился в Париже в семье мелкого служащего. В 1854 г. он поступил в Школу
рисования и математики, готовившую мастеров декоративно-прикладного искусства,
где его учителем был Гораций Лекок де Буабодран (1805—1902). Трижды Роден
поступал в Школу изящных искусств, высшее художественное учебное заведение в
Париже, но всякий раз терпел неудачу.
В 1864 г. Роден занимался в
мастерской при Музее естественной истории у выдающегося скульптора-анималиста
Антуана Луи Бари (1796—1875). Затем он работал помощником модного скульптора
Альбера Эрнеста Каррье-Беллёза (1824—1887) и изготовлял модели
статуэток
для Севрской фарфоровой мануфактуры. «Необходимость заработка заставила меня
изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. — Я... обтёсывал
мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле. Для меня всё это
послужило своего рода обучением... я изучил таким образом всестороннее
мастерство скульптора».
Первая
крупная работа мастера — «Человек со сломанным носом» (1864 г.) — была отвергнута
Салоном за слишком реалистичную манеру работы. В 1875 г., скопив немного
денег, Роден смог впервые поехать в Италию, где познакомился со скульптурами
Микеланджело. Находясь под его влиянием, он выполнил статую «Побеждённый»
(1876— 1877 гг.), которую выставил в Салоне 1877 г. Жюри Салона отвергло
скульптуру, обвинив Родена в том, что он представил «артистически сделанный
муляж», т. е. слепок с живого натурщика. Оскорблённый художник потребовал
справедливого разбирательства. Была созвана специальная комиссия, и скульптор
выдержал экзамен: на глазах у изумлённых зрителей он вылепил из глины фигуру
широко шагающего человека. Обвинения были сняты, и вскоре Салон вновь выставил
статую.
Однако
Роден к тому времени переделал «Побеждённого», убрав копьё из его левой руки.
Образ мгновенно изменился, это был уже не раненый воин, а прекрасный юноша —
символ пробуждения человечества. Роден дал своему произведению новое название
— «Бронзовый век». По словам современника, в нём запечатлён «...переход от
дремоты к жизненной силе, готовой претвориться в движение. Медленный жест
пробуждения... должен передать — и самое название статуи на это указывает —
первый трепет сознания в молодом человечестве, первую победу разума над животными
инстинктами в „доисторические времена"».
Салон 1878 г. принёс скульптору
известность. У него появились заказы и своя мастерская. Но главное — получил
признание творческий
Главная Следующая