Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В тридцать один год Айвазовский поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал лучшие произведения, самое известное среди которых — «Девятый вал» (1850 г.).

Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на об­ломки корабля с горсткой людей. Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивитель­ным искусством передана тончайшими оттенками цвета.

Выдающаяся работа Айвазовского — «Чёрное море» (1881 г.). Одну половину картины занимает небо, другую — волнующаяся вола. Здесь показаны не только форма и цвет волн, но и бег облаков, поэтическая тоска одиночества, уси­ленная крошечным парусом, исчезающим на горизонте.

Художник часто писал по памяти и мог создать карти­ну за два часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных холстах, сияющие краски, необыкновенные све­товые эффекты. Всю жизнь он оставался верен романти­ческому идеалу прекрасной одухотворённой природы.

Айвазовский обладал талантами архитектора, музыкан­та, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античны­ми драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

371

 

 

 

 

Николай Ге.

Голгофа. 1893 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

читал. Вернувшись к живописи, ху­дожник опять обратился к евангель­ской теме. Теперь его полотна похо­дили на страстную проповедь.

На картине «Что есть истина?» (1890 г.) измученный Христос, сто­ящий со связанными руками перед Понтием Пилатом, римским прави­телем Иудеи, угрюм и сосредоточен. Он только что произнёс в ответ: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Пилат усмехается в ответ. Этот рим­лянин с мощной фигурой и свобод­ными движениями уверен в себе, его жест выглядит издевательским. Дра­матический конфликт выражен от­чётливо, резко и психологически убедительно.

В центре недописанной картины «Голгофа» (1893 г.) — Христос и два разбойника. Сын Божий в отчая­нии закрыл глаза, откинул назад голову. Слева от Него нераскаявший­ся преступник со связанными рука­ми, расширенными от ужаса глазами, полуоткрытым ртом. Справа юный раскаявшийся разбойник, печально отвернувшийся. Все фигуры на полотне неподвижны. Широкими маз­ками написаны лиловая одежда Христа и тёмно-жёлтая — раскаявше­гося разбойника, белая плоская вер­шина Голгофы, синие тени.

Ге нередко упрекали, что он пре­небрегал формой: злоупотреблял контрастами красок, света и тени. Возможно, это были поиски новой формы, способной выразить страсть, которая вела художника: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа... Я заставлю их рыдать, а не умиляться...». При этом идея, которая воодушевля­ла Ге, была нравственной, а не рели­гиозной. Он, по словам А. Н. Бенуа, видел Христа «скорее каким-то упря­мым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей и подающим людям пример, как страдать и умирать, нежели пророком и Богом». До кон­ца жизни Николая Ге вдохновляла на­дежда на то, что с помощью искусст­ва человек может прозреть, а мир — исправиться.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz