|
Возникнув в литературной
среде, символизм вскоре захватил театр, музыку, живопись и превратился в
широкое культурно-философское направление. Символизм черпал вдохновение в
религии и мифологии, истории и народном творчестве. И конечно же, в самой
природе. Под влиянием эстетики
символизма на рубеже XIX—XX вв. в
архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировался
стиль модерн {франц. «новейший»,
«современный»). Впрочем, в различных странах он именовался по-разному. В
Англии и Франции — «ар нуво» {франц. art nouveau — «новое искусство») по названию магазина «Maison de L'Art Nouveau», открытого в Париже английским антикваром Сэмюэлом Бингом. В Германии это
был «югендстиль», чьё наименование произошло от названия мюнхенского журнала
«Югенд» {нем. Jugend —
«молодой»), пропагандировавшего новое искусство. В Австро-Венгрии существовал
Сецессион {нем. Sezession, от лат. secessio —
«уход») — творческое объединение венских художников, архитекторов и
дизайнеров. Первые признаки нового стиля в
живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве появились во многих
странах Европы практически одновременно — в конце 80-х гг. XIX в.
Модерн начался в графике и прикладном искусстве, исподволь заявляя о себе
импульсивными, нервными линиями, украшавшими книжные, журнальные обложки,
броскими пятнами афиш, мистическим мерцанием цветного стекла витражей и посуды. В начале XX в.
модерн распространился в странах Восточной Европы и Скандинавии, а также в Северной
Америке. Перед Первой мировой войной этот стиль обозначил свои возможности и
пределы. Но война с жестокой очевидностью показала, насколько бесперспективным
в то время было отвлечённое искусство. Модерн умер, началось XX столетие. 398 ИСКУССТВО
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ АРХИТЕКТУРА Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зодчества. Само название стиля
архитектуры этого периода — модерн — свидетельствует о признании за ней
принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие
архитектуры модерна — в окончательном преодолении влияния античного ордера, в
виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов
и интерьеров зданий. Модерн нашёл себе почву
практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Источником
вдохновения служила вся история архитектуры от древних архаических сооружений
до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё,
что было создано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра
потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг используемых
образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода архитекторов
модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому
столь разнообразны сооружения рубежа XIX— XX вв.,
столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их высказывания.
Практически в каждой стране были мастера, работавшие в разных вариантах стиля. |