|
ВИКТОР ОРТА (1861—1947) Виктор Орта родился в
бельгийском городе Генте. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к
изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к
музыке. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств.
Затем он учился у архитектора Альфонса Бала (1818—1895), построившего в
столице Бельгии здание Музея старинного искусства. В Пространство первых этажей
брюссельских жилых домов традиционно просматривалось насквозь: в них раньше
устраивали служебные помещения, связанные с двором. Орта сохранил этот приём,
но использовал его совершенно иначе. Вестибюль восьмигранной формы, в который
попадает вошедший с улицы человек, ограничен только металлическими
конструкциями и плавно переходит в гостиную и лестницу. Гостиная поднята на пол-этажа
по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металлическими колоннами.
Лестница, ведущая на второй этаж, поражает изяществом изогнутых маршей и
напоминает ручей, извивающийся среди травы и деревьев. Фантазия Орта в отделке интерьеров
дома Тасселя переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи или
графики. «Я спрашивал себя, — говорил мас- Виктор Орта. Отель ван Этвелде.
Гостиная. Брюссель. Виктор Орта. Дом Тасселя. Интерьер.
1892—1893 гг. Брюссель. 412 тер, — почему архитекторы не
могут быть столь же независимыми, как художники?» Металл для Орта — живой,
органичный материал, способный превращаться то в травы и цветы, то в струи
воды, то в клубы табачного дыма. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут»
металлические прихотливо сплетающиеся ветки и листья. Их окружают тонкий
орнамент кованых лестничных ограждений, яркие краски витражей, геометрический
узор мозаичных полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, разделяющих
пространство на зоны. Чудесный мир металла, стекла и света превратил творение
Орта в уникальное жилище, удобное и одновременно далёкое от реальности. Первый особняк принёс молодому
архитектору славу и новые заказы. Особняк химика Армана Сольве (1895—1900 гг.)
зажат соседними домами. Однако, создавая его фасад, Орта уже не оглядывался на
традиционные схемы. Поверхность фасада напоминает морскую волну — это
впечатление возникает благодаря двум фонарям и ограждениям балконов,
образующим единую композицию. Интерьер столовой особняка
Сольве, одно из высших достижений архитектора, немного похож на интерьеры
рококо. Любовь к орнаментам и стремление к комфортабельности жилого
пространства, характерные для этого стиля, созвучны духу модерна. В |