Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ВИКТОР ОРТА

(1861—1947)

Виктор Орта родился в бельгийском городе Генте. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и ар­хитектуре оказался сильнее привя­занности к музыке. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств. Затем он учил­ся у архитектора Альфонса Бала (1818—1895), построившего в столице Бельгии здание Музея старинно­го искусства.

В 1892 г. Орта получил первый заказ. Известный брюссельский ин­женер и промышленник Эмиль Тассель предложил молодому архитек­тору построить для него городской дом (1892—1893 гг.).

Пространство первых этажей брюссельских жилых домов тради­ционно просматривалось насквозь: в них раньше устраивали служебные помещения, связанные с двором. Орта сохранил этот приём, но ис­пользовал его совершенно иначе. Вестибюль восьмигранной формы, в который попадает вошедший с улицы человек, ограничен только металлическими конструкциями и плавно переходит в гостиную и ле­стницу. Гостиная поднята на по­л-этажа по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металличе­скими колоннами. Лестница, веду­щая на второй этаж, поражает изя­ществом изогнутых маршей и напоминает ручей, извивающийся среди травы и деревьев.

Фантазия Орта в отделке ин­терьеров дома Тасселя переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи или графики. «Я спрашивал себя, — говорил мас-

Виктор Орта.

Отель ван Этвелде. Гостиная. 1899 г.

Брюссель.

Виктор Орта.

Дом Тасселя. Интерьер. 1892—1893 гг. Брюссель.

412

 

 

 

тер, — почему архитекторы не мо­гут быть столь же независимыми, как художники?» Металл для Орта — живой, органичный материал, спо­собный превращаться то в травы и цветы, то в струи воды, то в клубы табачного дыма. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» метал­лические прихотливо сплетающие­ся ветки и листья. Их окружают тонкий орнамент кованых лестнич­ных ограждений, яркие краски вит­ражей, геометрический узор моза­ичных полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, раз­деляющих пространство на зоны. Чудесный мир металла, стекла и света превратил творение Орта в уникальное жилище, удобное и од­новременно далёкое от реальности.

Первый особняк принёс молодо­му архитектору славу и новые зака­зы. Особняк химика Армана Сольве (1895—1900 гг.) зажат соседними домами. Однако, создавая его фасад, Орта уже не оглядывался на тради­ционные схемы. Поверхность фаса­да напоминает морскую волну — это впечатление возникает благода­ря двум фонарям и ограждениям балконов, образующим единую ком­позицию.

Интерьер столовой особняка Сольве, одно из высших достижений архитектора, немного похож на интерьеры рококо. Любовь к орна­ментам и стремление к комфорта­бельности жилого пространства, ха­рактерные для этого стиля, созвучны духу модерна.

В 1896 г. Орта получил заказ от Бельгийской рабочей партии на строительство Народного дома, где должны были проходить съезды и другие общественные мероприятия этой организации. Он построил дом в 1896—1899 гг. Угловой участок с выходом на площадь позволил ар­хитектору эффектно изогнуть глав­ный фасад здания, поместив в цент­ре вогнутой линии главный вход. В интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столо­вой-ресторана; сложная, ребристая конструкция её потолка напоми­нает свод средневекового собора.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz