Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

*Артур (V—VI вв.) — король бриттов (кельтских племён, основного населения Британских островов в VIII в. до н. э. — V в. н. э.), боровшийся с англосаксон­скими завоевателями (гер­манскими племенами, вторг­шимися с континента). Народные предания, повест­вующие об Артуре и рыцарях «Круглого стола» (за которым они как равные собирались в королевском дворце), пред­ставляют их воплощением идеалов справедливости, бла­городства и доблести.

**Виньетка (франц. vignette) — украшение в кни­ге, рукописи; небольшой ри­сунок или орнамент в начале и в конце текста.

***Саломея — падчерица правителя Галилеи Ирода. Однажды на пиру она на­столько угодила отчиму своей пляской, что тот обе­щал выполнить любую её просьбу. По наущению ма­тери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя.

426

 

 

 

Обри Бёрдсли.

Чёрный капот. Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея». 1894 г.

танца, а локоны Иродиады, держа­щей голову Иоанна Крестителя, на­поминают рога.

В 1896 г. художник обратился к эпохе рококо в иллюстрациях к поэме английского автора Алек­сандра Попа «Похищение локона», в созданных в том же году обложках для книг серии «Библиотека Пьеро» и в отдельных рисунках для журнала «Савой». Приметы «галантного ве­ка» — дамские туалеты, причёски, предметы мебели — переданы с точ­ностью и нескрываемым восхищени­ем. Однако мастер не стремится со­здать портрет эпохи. Он смотрит на мир рококо как человек конца XIX в.

В графике Бёрдсли любимец жи­вописцев рококо Пьеро предстаёт порой в странном окружении (на обложке «Библиотеки Пьеро» ге­рой со спутником прохаживаются вдоль забора, над которым возвыша­ются телеграфные столбы и прово­да); а скептическое, надменное не­молодое лицо персонажа (заставка для книги Эрнеста Кристофера Доусона «Пьеро минуты», 1897 г.) не имеет ничего общего с традициями этого стиля. Обращение Бёрдсли к образам XVIII в. положило начало целому течению в стиле модерн,

Обри Бёрдсли.

Битва красавцев и красоток. Иллюстрация к поэме А. Попа «Похищение локона». 1896 г.

Обри Бёрдсли.

Эскиз обложки для книги из серии «Библиотека Пьеро». 1896 г.

Обри Бёрдсли.

Заставка к книге

Э. К. Доусона

«Пьеро минуты». 1897 г.

427

 

 

Обри Бёрдсли.

И я в Аркадии... Рисунок для журнала «Савой». 1896 г.

с особенным блеском развившемуся в живописи и графике русских мас­теров объединения «Мир искусства».

Особой сферой в творчестве ху­дожника было оформление журнала «Савой». Рисунки для обложек и полей, лаконичные, остроумные и изящные, полны едкого юмора. Так, в иллюстрации «И я в Аркадии...» (1896 г.) Бёрдсли своеобразно паро­дирует картину «Аркадские пастухи» французского живописца XVII в. Никола Пуссена. Однако роль аркад­ского пастуха здесь исполняет немо­лодой, облысевший денди, чей щего­леватый наряд и изогнутый силуэт усиливают комизм ситуации. Сюже­тами обложек становились и сцены из эпохи рококо, то изображённые в пародийном ключе, то полные психологического напряжения.

В камерном по духу, утончённом и сложном по содержанию творчест­ве Обри Бёрдсли зародились многие идеи и принципы модерна. Образы разных эпох и стилей, острота ощу­щений и захватывающая интрига, таинственный и причудливый мир, где порок и невинность, романтич­ное и циничное сплелись в единый клубок, — всё это позднее прояви-


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz