Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

 

Аристид Майоль.

Река. 1939—1943 гг. Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

Аристид Майоль. Гармония. 1940—1944 гг. Музей Дины Верни, Париж.

 

 

 

 

 

 

МОДЕРН

И СИМВОЛИЗМ

В ЖИВОПИСИ

И ГРАФИКЕ

ОБРИ БЁРДСЛИ

(1872—1898)

Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фа­сонов костюмов. Этот мастер, про­живший всего двадцать пять лет (он умер от туберкулёза), оставил обширное графическое наследие — главным образом иллюстрации к литературным произведениям и рисунки, сделанные по заказам раз­личных журналов. Его творческая одарённость уникальна: он был му­зыкантом, сочинял стихи и пьесы, играл на любительской сцене. В го­рячей, увлекающейся натуре Бёрдсли причудливо переплелись жела­ние изобразить соблазн и порок (многие рисунки откровенно скан­дальны по содержанию) и глубокие духовные порывы.

Систематического художест­венного образования Бёрдсли

425

 

 

Обри Бёрдсли.

Четыре королевы и сэр Ланселот. Иллюстрация к роману Т. Мэлори «Смерть Артура». 1893—1894 гг.

не получил. (Начав рисовать ещё в детстве, он в 1891 г. проучился всего два месяца в Вестминстер­ской художественной школе.) Глав­ным источником вдохновения для молодого художника была литера­тура, глубокое воздействие на него оказало искусство Возрождения, прежде всего творчество итальян­ских мастеров Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти, а так­же немецкого живописца и графи­ка Альбрехта Дюрера.

Обаяние эпохи Ренессанса нель­зя не почувствовать в первой круп­ной работе Бёрдсли — иллюстраци­ях 1893—1894 гг. к книге «Смерть Артура» английского писателя XV в. Томаса Мэлори. Она была создана по мотивам старинных легенд о ко­роле Артуре и рыцарях «Круглого стола». Большая часть изображений построена на контрасте тёмного фона и светлых фигур, прорисован­ных изящными линиями. Движения фигур, декоративный рисунок цве­тов, деревьев, морских волн от­личаются утончённой гибкостью. Пейзажи с тенистыми парками и средневековыми замками, напри­мер в сцене «Артур и чудесная ман­тия» или «Четыре королевы и сэр

Ланселот», придают действию та­инственную романтичность. Важ­ную роль здесь играет и оформле­ние самого текста — виньетки, заглавные буквы, орнаменты. Неж­ные лепестки обвивают буквы, див­ные цветы и плоды образуют вокруг текста чудесный сад.

Иные грани творческого облика Бёрдсли раскрываются в иллюстра­циях к пьесе английского писателя Оскара Уайльда «Саломея» (1894 г.). В них он дерзок, экстравагантен, язвителен. Рисунки, выполненные на светлом фоне, завораживают иг­рой линий и силуэтов. Так, на лис­те «Чёрный капот», изображающем Иродиаду, жену Ирода, героиня на­делена современным обликом, а её причудливое чёрное одеяние не что иное, как тонкая стилизация моды конца XIX в. Огромные рукава, по­хожие на крылья бабочки, юбка, которая словно растеклась широ­ким овальным пятном, изысканное маленькое лицо — всё складывает­ся в странный образ, полный очаро­вания и одновременно вызываю­щий страх. Персонажи рисунков Бёрдсли ассоциируются с миром нечистой силы: уродливое сущест­во аккомпанирует Саломее в сцене


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz