|
Аристид Майоль. Река. 1939—1943 гг.
Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж. Аристид Майоль. Гармония.
1940—1944 гг. Музей Дины Верни, Париж. МОДЕРН И СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ ОБРИ
БЁРДСЛИ (1872—1898) Творчество английского графика
Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн —
от живописи до фасонов костюмов. Этот мастер, проживший всего двадцать пять
лет (он умер от туберкулёза), оставил обширное графическое наследие — главным
образом иллюстрации к литературным произведениям и рисунки, сделанные по
заказам различных журналов. Его творческая одарённость уникальна: он был музыкантом,
сочинял стихи и пьесы, играл на любительской сцене. В горячей, увлекающейся
натуре Бёрдсли причудливо переплелись желание изобразить соблазн и порок
(многие рисунки откровенно скандальны по содержанию) и глубокие духовные
порывы. Систематического художественного
образования Бёрдсли 425 Обри Бёрдсли. Четыре королевы и сэр
Ланселот. Иллюстрация к роману Т. Мэлори «Смерть Артура». 1893—1894 гг. не получил. (Начав рисовать
ещё в детстве, он в Обаяние эпохи Ренессанса нельзя
не почувствовать в первой крупной работе Бёрдсли — иллюстрациях 1893—1894 гг.
к книге «Смерть Артура» английского писателя XV в.
Томаса Мэлори. Она была создана по мотивам старинных легенд о короле Артуре и
рыцарях «Круглого стола». Большая часть изображений построена на контрасте
тёмного фона и светлых фигур, прорисованных изящными линиями. Движения фигур,
декоративный рисунок цветов, деревьев, морских волн отличаются утончённой
гибкостью. Пейзажи с тенистыми парками и средневековыми замками, например в
сцене «Артур и чудесная мантия» или «Четыре королевы и сэр Ланселот», придают действию таинственную
романтичность. Важную роль здесь играет и оформление самого текста —
виньетки, заглавные буквы, орнаменты. Нежные лепестки обвивают буквы, дивные
цветы и плоды образуют вокруг текста чудесный сад. Иные грани творческого облика
Бёрдсли раскрываются в иллюстрациях к пьесе английского писателя Оскара
Уайльда «Саломея» ( |