Предыдущая Следующая
Увлечение творчеством Гогена у
многих с годами прошло, верен ему остался только Серюзье. До конца дней
художник сохранил любовь к учителю и память о днях, проведённых с Гогеном в
Бретани в 1888 г.
436
В 1919 г. один из критиков
написал в связи с его выставкой: «Серюзье кажется мне ключарём бретонской
тайны. Душа этого пилигрима песчаных холмов трепещет повсюду, где курится
влажный, всепроникающий пар кельтской легенды, — будь то подлесок, вобравший
все краски и пропитанный грибным ароматом; вершины деревьев, поднявшихся над
„глубоким долом"; опавшая листва в луговинах; туман; женщина за прялкой и
рядом с ней другая, что-то рассказывающая; пещера, заросшая папоротником; мхи
и водопады в скалах...». Иллюстрацией к этим словам может служить картина
«Меланхолия» («Ева из Бретани», около 1890 г.). Ева изображена в задумчивой позе.
Маленькая кирпично-красная фигурка почти сливается с землёй. Неровная почва со
скудной растительностью изрезана оврагами. Большое облако выплывает из-за
горизонта. Женщина сидит спиной к свету, ей неуютно и холодно, но она плоть от
плоти этой земли и неба. Картина написана в обобщённой декоративной манере,
характерной для Гогена.
Члены группы «Наби» стремились
к работе в декоративных видах искусства: они изготовляли гобелены, керамику,
витражи. Рансону принадлежит серия картонов, по которым его жена вышила
небольшие настенные панно. Они отличались изысканностью композиции, тонким цветовым
решением и выразительностью линий.
Художники постоянно выставлялись
в парижском магазине «Дом нового искусства» Сэмюэла Бинга и сотрудничали с
популярным журналом «Ревю бланш», на страницах которого печатали литографии и
статьи. Плакат 1894 г.,
сделанный Боннаром для этого издания, — образец рекламной графики «Наби».
Здесь присутствуют и карикатурная точность наблюдений, и резкие цветовые
контрасты, и смешение шрифтов, линий, пятен и силуэтов.
В этом журнале главные теоретики
движения Дени и Серюзье опубликовали ряд статей. Цель творче-
Пьер Боннар.
Плакат для журнала «Ревю
бланш». 1894 г.
Национальная библиотека, Париж.
ских поисков оба художника
видели в преобразовании внешней формы произведения. Характерно высказывание
Дени: «Помните, что картина — до того, как она стала боевым конём, обнажённой
женщиной или каким-либо анекдотом, — есть прежде всего плоская поверхность, покрытая
красками, определённым образом организованными».
90-е гг. — расцвет
деятельности группы. В это время Дени начал писать полотна на религиозные
темы. Испытав влияние Одилона Редона, Гогена и Жоржа Сёра, он стремился
соединить в своих первых работах особенности стилей этих мастеров. В картине
«Католическое таинство» (1890
г.) художник обратился к традиционному евангельскому
сюжету Благовещения, желая придать ему современное звучание. Перед Марией не
архангел, а католический священник с раскрытой книгой и двое детей-служек со
свечами в руках. Действие происходит в простой комнате — белёные стены, окно с
занавесками, за которым незатейливый будничный пейзаж. Раздельное наложение
красок здесь говорит о влиянии неоимпрессионизма, Предыдущая Следующая
|