Предыдущая Следующая
Вюйяр не боялся сопоставлять
разные цвета и часто строил изображение на сочетании различных красочных
орнаментов. «Штопальщица» (1891
г.) — портрет сестры художника. Женщина в зелёном клетчатом
платье сидит на диване, обитом коричнево-фиолетовой тканью в жёлтый цветочек,
рядом лежит
Жан Эдуард Вюйяр. Под лампой. 1892 г. Музей Аннонсиад, Сен-Тропез.
В картинах
Вюйяра огромную роль играл свет. Б этой композиции он проникает откуда-то
изнутри, превращая фигуры сидящих за столом женщин в тёмные силуэты. Здесь словно
звучит тихая мелодия жизни, сокровенная тайна которой скрыта от посторонних
глаз.
Жан Эдуард Вюйяр.
Лестница. Улица
Миромениль. 1891 г.
Собрание С. Годфри, Торонто.
Жан Эдуард Вюйяр.
Штопальщица. 1891 г.
Национальный музей
современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.
439
АНРИ РУССО
(1844—1910)
Анри Руссо
был служащим канцелярии парижской таможни, а на досуге занимался живописью.
Выйдя в отставку в 1893 г.,
он целиком посвятил себя искусству.
Выставленная
в «Салоне Независимых» 1894
г. картина Руссо «Война» — с девушкой в белом платье на
летящем галопом чёрном коне — обратила на себя внимание, её репродукция
появилась в журнале. А «Спящая цыганка», показанная в 1897 г., ещё больше
подогрела интерес к необычному художнику.
В
творчестве живописца нетрудно выделить излюбленные темы: портреты, сцены
повседневной жизни и виды Парижа, натюрморты с букетами цветов, а также
экзотические пейзажи.
«Автопортрет»
(1890 г.)
входит в число картин, которые Руссо называл «портреты-пейзажи». И действительно,
здесь на равных существуют уголок Парижа с мостом через Сену, Эйфелева башня
вдалеке и исполненная достоинства фигура художника с кистью в одной руке и
палитрой в другой, увенчанная, словно нимбом, артистическим беретом.
Анри Руссо. Война. 1894
г. Музей Орсе, Париж.
Анри Руссо.
Автопортрет. 1890 г.
Национальная галерея, Прага.
В картине
«В тропическом лесу. Нападение тигра на быка» (1908 г.) художник
погружается в зачарованный мир тропического леса. Каждый лист, каждая ветка
тщательно выписаны. Огромные жёлтые и красные цветы тянутся к небу. В центре
композиции тигр вцепился в загривок буйвола, а тот стремится поддеть его на
рога. Подобные пейзажи Руссо отчасти копировал с фотографий, отчасти
придумывал. Но он настолько верил собственному воображению, что, по его
словам, очень
Жан Эдуард Вюйяр. В
комнатах. 1904 г.
Государственный музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
накидка болотного оттенка с
чёрными узорами. Здесь нет теней, всё ярко, реально и убедительно.
Необычайно тонким колоритом
отличается картон «В комнатах» (1904
г.). Вюйяр не пропускает ни одной мелочи интерьера:
перед зрителем столы, стулья, коврики, вазы, печка. Но это не «перепись
имущества», а жизненная среда; её серовато-голубые оттенки словно говорят о
зиме и холодах.
В 90-х гг. художник получил
несколько заказов на оформление интерьеров жилых комнат. Лучшей работой стали
четыре панно для
440
Предыдущая Следующая
|